Экономика, 30 окт 2007, 14:18

Золотая эпоха НПЗ близится к завершению

Все чаще в последнее время эксперты говорят о начале конца так называемой "золотой эпохи" нефтеперерабатывающих компаний. Прибыли НПЗ уже начали снижаться из-за увеличения затрат на производство на фоне резко растущих цен на "черное золото".
Читать в полной версии

Более того, к концу десятилетия ожидается значительное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, что в свою очередь также может не самым лучшим образом сказаться на прибылях нефтяных компаний.

Стоит отметить, что в августе с.г. ConocoPhillips уже приняла решение о приостановке производства на своем немецком НПЗ на месяц из-за слишком низкой прибыли, передает Reuters. А вторая по величине в США нефтяная компания - Chevron Corp - в начале октября 2007г. заявила о значительном снижении в III квартале с.г. чистой прибыли, причем в основном как раз из-за уменьшения прибыли своих НПЗ. Некоторые аналитики отмечают, что прибыли нефтяных компаний продолжат снижаться и в дальнейшем.

"К концу этого десятилетия прибыль значительно снизится по сравнению с 2004-2007гг., так как в 2008-2010гг. ожидается резкое увеличение нефтеперерабатывающих мощностей", - отмечает ведущий газовый и нефтяной аналитик Standard and Poor Карл Нитвельт. Рекордно высокие цены на сырье также продолжают негативно сказываться на прибыли НПЗ, а мировое замедление темпов мирового экономического роста приводит к сокращению спроса на эту продукцию.

Цены на нефть уже превысили накануне рекордную отметку 93 долл./барр. Аналитики прогнозируют, что цены останутся на этом уровне вплоть до сентября 2009г. и снизятся до 78 долл./барр. лишь к концу 2015г. А представитель энергетической консультационной компании EnSys Energy & Systems Мартин Таллет также отмечает, что произойдет смещение акцентов с бензина на дизель. Так, по его мнению, прибыль компаний, производящих бензин, станет намного меньше, чем прибыль производителей дизельного топлива. "Бензин постепенно начинает отходить на второй план", - добавляет он.

В целом стоит отметить, что пока бензин приносит нефтеперерабатывающим компаниям сверхприбыли. Но в следующем десятилетии ожидается его избыток на фоне снижающегося в Европе спроса, в то время как потребление дизельного топлива продолжает расти.

Представители нефтеперарабатывающей индустрии также отмечают, что сейчас настает время не для закрытия НПЗ, а для их модернизации. Огромное количество крупных нефтяных компаний сейчас концентрируется на инвестициях в модернизацию крупных комплексных предприятий. Так, Total модернизировала свой завод Gonfreville в Нормандии. А Shell подумывает о том, чтобы вложить около 1 млрд евро (1,44 млрд долл.) в свой нидерландский НПЗ Dutch Pernis, который является крупнейшим в Европе.

Напомним, что тропический шторм "Ноэль" в Карибском море, подтолкнувший утром цены на нефтяные фьючерсы к новому рекордному значению, тоже несколько ослабел. По этой причине на рынке возникли колебания в связи с неизвестностью, доберется ли шторм до Мексиканского залива, где он может стать причиной нарушения нефтедобычи у берегов Мексики или США.

Тем не менее со скоростью 9 км/ч шторм продолжает свое движение на северо-запад, что удерживает игроков на длинных позициях. Также поддержку рынку продолжают оказывать опасения нарушения поставок нефти с Ближнего Востока и низкие запасы сырой нефти и котельного топлива в США перед предстоящей зимой. Игроки ждут, что с началом регулярной торговой сессии на NYMEX активность по сделкам возрастет.

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist