Экономика, 30 дек 2004, 04:04

В декабре начал дешеветь бензин

В России без видимых причин стали снижаться цены на бензин, сообщает сегодня издание "Русский Курьер" со ссылкой на Федеральную службу государственной статистики РФ. В итоге к 20 декабря автомобильное топливо подешевело на 1,7%. Стоимость литра бензина в среднем по России на эту дату составляла 13,76 рублей против 13,99 рублей по состоянию на 14 декабря.
Читать в полной версии

Причем цены упали на все разновидности автомобильного топлива: теперь средняя стоимость низкооктанового бензина составляет 12 руб. 44 коп. (упала на 38 коп.), марки АИ-92-93 - 14 руб. 25 коп. (упала на 33 коп.), высокооктанового (АИ-95) - 15 руб. 48 коп. (упала на 24 коп.), дизельного топлива - 13 руб. 06 коп. (упала на 11 коп.).

Напомним, что по данным Росстата на прошедшей неделе снижение средних цен на автомобильный бензин зарегистрировано в 47 центрах субъектов Российской Федерации, наибольшее в Воронеже - на 5,4% (в том числе марки А-76 - на 5,5%). В 42 центрах цены на бензин остались без изменения. В Москве цены на бензин автомобильный в среднем снизились на 1,4% и составили 14,35 руб. за литр. В Санкт-Петербурге бензин подешевел на 2,6% - до 13,88 руб. за литр.

При этом объем первичной переработки нефти с 13 по 19 декабря снизился на 5,2% и составил 3,892 млн тонн. Производство автобензина уменьшилось на 9,7% - до 614 тыс. тонн, дизтоплива - на 7,2%, до 1,125 млн тонн. Падение цен на бензин логике не поддается, поскольку известно, что чем меньше предложение товара, тем выше спрос на него и, следовательно, выше цены. На самом деле не все так просто.

В середине декабря после объяснения с депутатами Госдумы Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) сделало интересное заявление. Как сказал заместитель начальника отдела ТЭК ведомства Вячеслав Савинов, обеспеченность внутреннего рынка России нефтепродуктами в четвертом квартале 2004 года составит 102,7% по отношению к соответствующему периоду 2003 года. В первом квартале 2005 года она составит 104,1% относительно аналогичного показателя первого квартала 2004 года. Следовательно, запасов топлива более чем достаточно. А рост цен был вызван, с одной стороны, диктатом доминирующей на рынке структуры, а с другой - отсутствием государственного регулирования ценообразования. В связи с этим Савинов пообещал, что в первом полугодии 2005 года МЭРТ подготовит концепцию внутреннего ценообразования на нефтепродукты.

По мнению специалистов ТЭК, сейчас цены на бензин падают из-за того, что значительно подешевела нефть на внутреннем рынке - в январе ее цена будет почти в два раза ниже, чем она была в ноябре. А это главный критерий, который определяет уровень цен на бензин внутри страны. В начале нового года ситуация будет такой же, поскольку январь - это очень спокойный месяц с точки зрения деловой активности. Кроме того, на это время накладываются каникулы, плюс несколько ухудшенные условия для экспорта, одновременно с этим предложение нефти будет приличным, так что поводов для роста цен на бензин в начале года нет, и будет тенденция к снижению.

Однако с нового года на 8% индексированы акцизы, так что налоговая нагрузка на нефтяников возрастет еще больше. Большую часть этой налоговой нагрузки они вынуждены перекладывать на розничного покупателя. Плюс меняется система расчета налога на добычу полезных ископаемых, там немного меняется базовая ставка и коэффициенты. Все эти факторы рано или поздно заставят производителей поднять цены на автомобильное топливо.

Если цена на нефть до конца следующего года не упадет ниже 30 долларов за баррель, цены на бензин вряд ли будут ниже нынешнего уровня. Здесь действует простой закон бизнеса - если цены дошли до такого уровня и по ним товар покупают, падать они не должны. Цены будут расти до тех пор, пока не достигнут платежеспособного максимума. Когда народ не сможет больше платить, пойдет уменьшение потребления, и цены поползут вниз.

Однако не стоит забывать ещё и о чисто российском факторе - политическом. Ведь один из крупнейших поставщиков бензина - ЛУКОЙЛ объявил о снижении отпускных цен после личной встречи В.Алекперова и В.Путина. А до этого ряд правительственных чиновников обвиняли производителей бензина в корпоративном сговоре и завышении цен, после чего ими заинтересовалась ФАС.

Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Сотрудники выгорели и оглохли: почему критика только усугубит ситуацию