Экономика, 31 мар, 12:33

Ученые сообщили о риске катаклизмов в Гималаях из-за строительного бума

В Гималаях строятся дороги и ГЭС. Однако дополнительная нагрузка на и так нестабильную почву из-за новой инфраструктуры и взрывы в горах при строительстве увеличивают риск катастроф, предупреждают ученые
Читать в полной версии
Фото: Md Rafayat Haque Khan / Zuma / Global Look Press

Строительный бум в Гималаях грозит катаклизмами из-за нестабильной почвы и изменения климата, сообщает Bloomberg.

Через Гималаи проходит спорная граница между Индией и Китаем, и ее укрепление индийский премьер-министр Нарендра Моди считает важным вопросом для национальной безопасности. Он также рассчитывает превратить регион в источник возобновляемой энергии. Помимо того, Гималаи имеют большое религиозное значение для сторонников его партии «Бхаратия джаната».

Однако в священном для индуистов городе Джошимат, построенном на высоте 1875 м на массе нестабильных ледниковых отложений, известных как морена, оседает почва. В январе 2023 года сотни домов там растрескались и начали проседать. Более тысячи человек были вынуждены покинуть свои дома.

Возле города проходит так называемая линия фактического контроля на спорной индийско-китайской границе, где Индия разместила около 20 тыс. военнослужащих, там же находится площадка для частных вертолетов. Там идет строительство автомобильных и железных дорог — как для переброски войск, так и для улучшения сообщения с остальной частью страны. Один из крупнейших проектов — строительство шоссе «Чар Дхам» в штате Уттаракханд протяженностью 890 км, его стоимость оценивается в $1,5 млрд. Оно соединит Джошимат с другими горными населенными пунктами — местами паломничества.

В регионе также строятся гидроэлектростанции. По информации Global Energy Monitor, в Гималаях планируется возвести или уже сооружается более 100 новых плотин для перехвата огромного количества воды, стекающей с тающих ледников. В октябре прошлого года в штате Сикким произошло наводнение из-за переполнившегося ледникового озера, тогда погибли по меньшей мере 40 человек и была разрушена плотина Teesta III мощностью 1200 МВт. Месяц спустя туннель на строящейся дороге «Чар Дхам» обрушился из-за оползня, в результате под завалами оказались несколько десятков рабочих.

Ученые предупреждают, что дополнительная нагрузка на почву из-за новой инфраструктуры и взрывы в горах при строительстве дорог и туннелей увеличивают риск катаклизмов в Джошимате и других гималайских городах.

«Людям нужен доступ к продовольствию, энергии и всем видам услуг», — сказал старший специалист по климату Международного центра комплексного развития горных районов (ICIMOD) Арун Шрешта. «Но это невозможно сделать без учета воздействия изменения климата на различные экологические сценарии», — отметил он. По его словам, ученые «все больше обеспокоены тем, что воздействие самой окружающей среды на инфраструктуру ухудшается из-за изменения климата». Оползни и наводнения всегда происходили в горах, но из-за изменения климата риск возрастает.

Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереаально