Экономика, 31 мая 2016, 00:21

Ответ на $3 млрд: как Украина обосновывает отказ возвращать России долг

Украина изложила доводы, почему она считает себя вправе не возвращать России $3 млрд. РБК разбирает эти аргументы
Читать в полной версии
(Фото: Reuters/Pixstream)

Украина представила английскому суду аргументы, обосновывающие ее отказ возвращать России $3 млрд по кредиту 2013 года. Киев увязывает неуплату долга с «оккупацией» Крыма, «дестабилизацией» восточной Украины и общей стратегией «агрессии» со стороны России. Москва, в свою очередь, позиционирует этот спор как исключительно финансовый и правовой: с этой точки зрения Украина просто не погасила вовремя долг. Формально Россия даже не является стороной дела: иск подан британской компанией The Law Debenture Trust Corporation (трасти по выпуску облигаций), хотя в разбирательства она вступила по поручению и в интересах России.

Принуждение к финансированию

Президент России Владимир Путин в декабре 2013 года объяснял решение о финансовой помощи Украине общим объемом $15 млрд (Россия до смены власти в Киеве успела купить облигации на $3 млрд)  тем, что «это братский народ и братская страна». Но Украина в своих возражениях на российский иск доказывает, что кредит был фактически ей навязан: с июля 2013 года Россия «оказывала существенное политическое, экономическое и финансовое давление» на Украину (например, через торговые ограничения), принуждая ее отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и сделать выбор в пользу российского финансирования.

На тот момент у Киева не было возможности занимать на международном рынке или у мировых финансовых институтов, поэтому оставался только один реальный выбор — привлечь деньги у России, согласившись на «обременительные и невыгодные» условия, на которых настаивала Москва, утверждает Украина в документе для Лондонского суда. Среди таких условий Украина отмечает положения, не характерные для суверенных выпусков еврооблигаций: например, условие, запрещающее Украине наращивать госдолг выше 60% ВВП (в таком случае Россия получала право требовать досрочного погашения бумаг), и условие, дающее России право признать дефолт по этим бумагам в случае дефолта Украины по любой задолженности перед российскими госпредприятиями (например, «Газпромом»). Эти условия действительно являются уникальными для Украины как суверенного эмитента — «никогда на таких условиях облигации внешнего государственного долга не выпускались», говорит РБК партнер украинской юридической фирмы «Лавринович и партнеры» Елена Зубченко (фирма неоднократно выступала юридическим консультантом Минфина Украины по выпускам еврооблигаций). По ее словам, введение этих положений в большей мере ограничило эмитента в своих действиях и в будущем могло послужить плохой практикой — при выпусках новых облигаций лид-менеджеры могли бы настаивать на включении похожих или таких же условий.

Украинская сторона ссылается на переговоры 12 декабря 2013 года между делегацией из Киева и представителями российского Минфина (включая министра финансов Антона Силуанова и его заместителей Сергея Сторчака и Алексея Моисеева), на которых якобы определялись финальные условия займа. В частности, в результате этих переговоров стороны договорились о кредите на $3 млрд (вместо $1,6 млрд, о которых изначально просили украинские переговорщики). Из $3 млрд Украина должна была немедленно выплатить «Газпрому» $1,6 млрд в счет долга «Нафтогаза Украины» за поставки российского газа, следует из украинского ответа на иск. Там же говорится, что на этих условиях через министра Силуанова настаивал президент Владимир Путин.

Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК, Сторчак не ответил на СМС. Алексей Моисеев помнит, что в декабре 2013 года в Москву приезжал тогдашний министр финансов Украины Юрий Колобов, но «никаких условий не навязывали», говорит Моисеев. От дальнейших комментариев он отказался.

Не по законам Украины

Украина утверждает, что выпуск облигаций на $3 млрд нарушил целый ряд положений законодательства страны. Так, по мнению Киева, эмиссией был нарушен закон о бюджете Украины на 2013 год, согласно которому на момент подготовки выпуска страна могла занять не более $1,6 млрд. Этот довод на встрече 12 декабря 2013 года с российскими чиновниками приводил министр финансов в правительстве Николая Азарова Юрий Колобов, следует из документа.

В документе отмечается, что итоговые параметры выпуска облигаций не были согласованы с кабинетом министров Украины. В частности, в принятом кабмином Украины 18 декабря 2013 года постановлении № 904 об условиях выпуска еврооблигаций отсутствовали три положения, которые присутствуют в окончательной версии проспекта бумаг и которые, по утверждению Украины, являются «необычными» для подобных инструментов и «кабальными» для страны (упомянутые выше ковенанты по уровню долга и перекрестному дефолту, а также No Set Off Clause — положение о невозможности зачета взаимных долгов). Если бы последнего условия не было, Украина могла бы теоретически зачесть $3 млрд в счет какого-нибудь российского долга перед ней (например, проистекающего из потенциальных требований Украины компенсировать потерю Крыма), отмечали наблюдатели.

Кроме того, кабмин получил проект соглашения о выпуске бондов, а также экспертное заключение по этому выпуску через день после его одобрения 18 декабря, то есть в нарушение Правил процедуры кабинета министров Украины, следует из документа.

Поправки к закону о бюджете Украины на 2013 год были приняты Верховной радой 19 декабря 2013 года, а вступили в силу после подписания президентом Виктором Януковичем 29 декабря 2013 года. Украина настаивает на том, что постановление кабмина юридически ничтожно, поскольку в правовой системе страны действует принцип «закон обратной силы не имеет». Кроме того, правительство страны было не вправе одобрить заем на $3 млрд, поскольку поправками к закону о бюджете лимит заимствований был повышен лишь на $0,6 млрд, то есть не покрывал всю сумму выпуска.

Помешали обслуживать долг

Украина отмечает, что исправно выполняла свою часть соглашения от декабря 2013 года: в частности, в первом квартале 2014 года «Нафтогаз» выплатил «Газпрому» $2,145 млрд (частично — из средств, одолженных Россией через покупку евробондов). Но в феврале 2014 года Россия в одностороннем порядке отказалась от выдачи дальнейших кредитов на сумму $12 млрд, хотя это было «фундаментальной частью соглашения», заявляет Киев. А после присоединения Крыма к России «Газпром» прекратил продавать газ Украине со скидкой, то есть Россия, по версии Украины, перестала выполнять договоренности, в рамках которых были выпущены евробонды на $3 млрд.

Более того, дальнейшие действия России, среди которых были торговые санкции и «дестабилизация» востока Украины (в украинском документе говорится, например, о «секретных поставках оружия» ополченцам и «использовании регулярных российских войск»), напрямую сказались на возможностях Украины по обслуживанию долга перед Россией. Экономическое назначение кредита было разрушено, аргументирует Украина. Страна полностью потеряла доступ к международным заимствованиям, была вынуждена обратиться за помощью к МВФ — и это прямое следствие российской «агрессии», считает Киев. Тем самым, говорится в документе, Россия нарушила «подразумеваемое» условие евробондов: не препятствовать должнику в обслуживании долга.

Международное право

Наконец, Украина полагает, что российский кредит подразумевал как само собой разумеющееся (хотя и не прописанное буквально), что Россия не вправе требовать от Украины выполнения финансовых обязательств по кредиту и одновременно нарушать собственные обязательства в рамках международного права. По версии Киева, Россия их нарушила — «применила силу против Украины и/или вмешалась в ее внутренние дела».

В другой части возражений Украина ссылается на «незаконную оккупацию Крымского полуострова», «незаконную экспроприацию украинских государственных и частных активов», «поддержку сепаратистских элементов» и «военное вмешательство» на востоке страны. «Хорошо известное участие Российской Федерации в дестабилизации восточной Украины — это очевидное нарушение обычного (customary) международного права и статьи 2 (4) Устава ООН [принцип отказа от угрозы силой или ее применения]», — говорится в документе.

Альтернативную версию этого же аргумента, оправдывающего невыплату $3 млрд, Украина формулирует так: она считает, что вправе отказать России в возврате долга в обстоятельствах, когда это является «подходящей и пропорциональной контрмерой в рамках международного публичного права с целью побудить Российскую Федерацию соблюдать свои международные обязательства». Киев считает, что суд должен отказать в удовлетворении требований Москвы, «пока Россия не прекратит нарушать международное право в ее отношениях с Украиной». В частности, Киев подразумевает, что не считает нужным возвращать России долг, пока та не прекратит «оккупировать» Крым.

При участии Анны Могилевской

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию