Экономика, 31 июл 2014, 16:57

Консервативный оптимист: каких прогнозов ждать от преемника Клепача

Один из самых известных «гайдаровцев», директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев в ближайшее время может перейти на работу к другому «гайдаровцу», Алексею Улюкаеву, в министерство экономического развития на должность замминистра. Ранее источники РБК говорили, что его кандидатура внесена в правительство, но бумаги пока не подписаны.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС, facebook.com/vedev.alexey)

По мнению Ведева, российская экономика может показать в этом году неплохой – на уровне 1,4% – рост, что почти втрое выше официального прогноза Минэкономразвития, который составлялся его предшественником – перешедшим в ВЭБ Андреем Клепачем. РБК поговрил с Ведевым и сравнил позиции двух экономистов по пяти актуальным вопросам – о санкциях, экономическом росте, методах его стимулирования и т.д.

О чем Клепач Ведев
О санкциях Мы делали оценки влияния санкций, разной интенсивности оттока капитала, удорожания денег. Очевидно, что это дает существенный негативный эффект для роста ВВП не столько в этом году, когда он еще, с учетом лагов, будет ограничен, сколько применительно к 2015 году. В зависимости от масштаба и настройки санкций это может привести и к остановке экономического роста, и даже к некоторому спаду. (Россия 24) Санкции против банков – это наименьшее зло, которое может быть. Тем более что Visa и Mastercard, наученные горьким опытом, заявили, что не будут никаких санкций вводить. На мой взгляд, наибольшую опасность представляет сотрудничество в рамках совместных проектов по обрабатывающей промышленности и машиностроению. Последствия будут двухсторонние, проявятся не сразу, а только через год-два, потери понесут и Россия, и Европа, и США. Мне кажется, что санкции очень политизированные, преждевременные и странные.
О госфинансировании проектов Это не такая большая сумма, это $30-50 млрд, а валютные резервы у нас порядка 500 млрд, объем ФНБ - более 100 млрд. Возможность финансовой подпитки именно кредитной деятельности приемлема, она позволила бы дать существенный импульс для реализации инвестпроектов и (активизации) кредитной деятельности банков. У нас есть значительные сбережения в виде валютных резервов, средств ФНБ, которые можно инвестировать. В нынешних условиях можно было бы вкладывать в развитие экономики все 100% средств ФНБ. (Россия 24) Эта идея неплохая, но надо выбирать проекты с максимальным эффектом на прочие инвестиции и на оживление промышленного производства. Все должно происходить в рамках тендера, то есть расширение инвестиционных проектов не должно приводить к росту цен. Нужен контроль за ценами в рамках госзаказа и тендеры, достаточно стандартные меры. ФНБ не обязательно тратить на инфраструктурные проекты. Сейчас обострилась тема импортозамещения по ряду позиций, например, оборонная отрасль и металлургия – отличные направления для госинвестиций. Лучше сегодня деньги из ФНБ направить на то, чтобы и проблему закрыть, и стимулировать наше промпроизводство.
О повышении процентной ставки ЦБ Центральный банк активно повышал свои основные операционные ставки. Последнее повышение мы получили на днях. Это делается как реакция на инфляционные риски, давление на курс доллара, но я думаю, что такого рода действия и политика требуют пересмотра. Весь вопрос – когда он произойдет. (Россия 24) Я выступаю против решения ЦБ повысить процентную ставку до 8%. Это не победит инфляцию, а кредиты станут дороже.
О бюджетном правиле Мы должны быть предельно честными и признать: если мы сохраняем бюджетное правило, высоких темпов роста при сложившейся мировой конъюнктуре у нас не будет. При сохранении бюджетногоправила экономика не сможет прибавлять больше 2-3% в год из-за разбалансировки между обязательствами и возможностями бюджета. (Российская газета) Я считаю, что целесообразно смягчить бюджетное правило, так как в рамках санкций у нас наблюдается оживление экономики, основанное на импортозамещении, это очень краткосрочный фактор, поэтому необходимо экономику поддержать. У нас действительно форс-мажорная ситуация, связанная с геополитическими проблемами, а бюджетное правило вводилось дляболее стабильных периодов.
О перспективах экономики ВВП по итогам 2014 года может составить 0,6-0,7%. Официальный прогноз Минэкономразвития составляет 0,5%, однако по итогам года рост может оказаться на 0,1-0,2% выше, потому что экспорт оказался несколько больше, чем мы первоначально ожидали, цены на нефть выше. (Россия 24) В рамках Института Гайдара наш прогноз 1,4%, я думаю, что прогнозы Минэкономразвития и ЦБ занижены.

Юлия Забавина

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить