Экономика, 31 окт 2005, 15:15

Бизнес-образование РФ должно удвоить число выпускников к 2010г.

До 2010 г. в России нужно удвоить число слушателей по программам Master of Business Administration (MBA). Об этом в интервью РБК заявил ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при правительстве РФ, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко. По его мнению, в России нужно выпускать хотя бы 10 тыс. специалистов со степенью МВА в год, в то время как сейчас мы подбираемся к 5 тыс. выпускников, получающих государственный диплом этого профиля. «На большее пока нет ресурсов. Для сравнения: китайцы выпускают 15 тыс., у американцев, которые выпускают ежегодно 104 тыс., для карьеры руководителя МВА почти обязательна», - комментирует эти цифры Л.Евенко.
Читать в полной версии

Между тем количество вузов, развивающих систему образования, по его данным, возросло почти в 2 раза за 3 года – с 33 в 2003г. до 57 в 2005г. Основной привес этого числа в последние 2 года образуется преимущественно за счет технических вузов и региональных образовательных учреждений. Помимо вузов, по оценке ассоциации, в РФ работает 5-7 сильных школ (всего – около 70). В целом цены на бизнес-образование возросли за последние 3 года на 30%. «На сегодня верхняя планка средней стоимости обучения по программе MBA фиксируется по специализации «Финансы» и составляет 15-17 тыс. долл.», - говорит Л.Евенко.

Глава РАБО полагает, что демографический спад не станет причиной снижения спроса на бизнес-образование в РФ. Одна из основных причин тому – слабая насыщенность этого рынка, большой резерв для роста. Так, по данным компании «Качалов и коллеги», в России в среднем на каждого гражданина в год приходится 1,7 долл. затрат на бизнес-образование, в то время как в развитых странах эта цифра достигает минимально 200 долл. «Но тем не менее, пока мы должны даже придерживать интенсивный рост числа вузов и школ, развивающих программы MBA, чтобы количественный рост не опередил качественный», - считает Л.Евенко. Он напомнил, что сейчас действует совет при Минобрнауки РФ, объединяющий государственных служащих и специалистов рынка MBA, который разрабатывает систему аккредитации программ MBA, систему помощи вузам и бизнес-школам в повышении квалификации преподавателей.

При этом Л.Евенко полагает, что одна из ключевых проблем бизнес-образования в РФ на сегодня – это низкий уровень развития форм дистанционного образования (ДО). «Россия с ее большой территорией создана для дистанционного образования, однако эти формы пока слабо используются», - говорит Л.Евенко. При этом он объясняет такую ситуацию отнюдь не одной нехваткой технической инфраструктуры и законодательной базы, но прежде всего проблемами администрирования, организации таких методов обучения, качества разработки учебных материалов и форм контроля за исполнением студентами программы. По словам Л.Евенко, в чистом виде ДО в бизнес-образовании применяет только компания «Линк». «При этом, например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) владеет техническим базисом для ДО и даже применяет эти методики в программах первого высшего образования, но пока, к сожалению, не использует в системе MBA», - сетует Л.Евенко. По его данным, сейчас рассматривает варианты внедрения ДО в программы MBA Высшая коммерческая школа. При этом глава РАБО отметил, что в Англии прирост количества обучающихся происходит в основном за счет дистанционных форм MBA: рост этого направления в 15 раз опережает рост традиционного.

Л.Евенко считает, что оживить ситуацию с ДО в России сможет активный выход на этот рынок западных школ. При этом он отметил, что картина рынка бизнес-образования в России сможет сильно поменяться с момента вступления России в ВТО, которая требует создавать благоприятные условия для транснационального образования. В перечне таких условий - упрощение визового режима для участников учебного процесса, снятие требования местной аккредитации иностранных вузов и школ, уравнивание местных образовательных учреждений и иностранных школ в системе налогообложения и др. «Пока в России наблюдается дисбаланс: повышенный спрос на российские формы MBA и медленный рост спроса на обучение в представительствах западных бизнес-школ», - говорит Л.Евенко. По его словам, пока иностранные школы медленно разворачивают свою деятельность в России по причине наличия двух фильтров: обучение на английском языке и высокая стоимость программ.

По подсчетам ректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ Сергея Мясоедова, потребность российского бизнеса в выпускниках МВА составляет 3,5-4 млн человек. "Если в России работающих людей 45-50 млн и примерно 7-8% из них способно стать управленцами, нетрудно подсчитать, что потенциал рынка МВА - 3,5-4 млн человек. Сейчас мы выпускаем не более 15-20 тыс. дипломированных руководителей в год", - говорит он.

Однако специалисты отмечают, что недостатки управления существуют даже у самих бизнес-школ. Так, ректор Института экономики и финансов "Синергия" Михаил Иоффе называет стиль управления в ряде учреждений, предоставляющих услуги обучения MBA, «пещерным» менеджментом, при этом добавляя, что бизнес-образование необходимо каждому ректору. «Сегодня большинство руководителей наших вузов не обладают навыками управления в условиях рыночной экономики и рассчитывают только на бюджетные деньги. Им всем очень нужно бизнес-образование", - уверен он.

В России бизнес-образование стало развиваться только с 90-х годов прошлого века. Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) создана в 1990г., она объединила учебные заведения предпринимательского типа. MBA до 1999г. приравнивалось в российской системе к профессиональной переподготовки. Однако Министерство образования пересмотрело этот подход, в связи с чем сегодня степень MBA приравнена к получению статуса «специалиста». «Если в США MBA рассматривается как магистратура, требующая от обучающегося в базисе практического опыта в бизнес-среде, то в странах ЕС убеждены, что это тип обучения ради карьеры и не может быть приравнен к магистратуре», - поясняет Л.Евенко.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов