Финансы, 02 сен 2015, 17:04

Без еды и путешествий: от чего отказываются россияне из-за девальвации

Больше половины российских граждан экономят еще с прошлой зимы, свидетельствуют данные социологов. РБК выяснял, от чего люди отказывались в первую очередь и насколько правильно они поступают
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)
В августе Россия пережила вторую волну девальвации рубля. Официальный курс доллара вырос сразу на 10%, до 66,47 руб. На торгах на Московской бирже курс американской валюты и вовсе достигал отметки 71,62 руб. Все это происходило на фоне продолжающегося роста цен (инфляция в июле в годовом выражении составила 15,6%) и падения (с начала года — на 2,9%) реальных доходов населения. Судя по данным социологов, экономия стала новой реальностью для большой части населения еще в начале года. Урезают расходы 60% респондентов, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, опубликованного 18 августа. Самым распространенным способом экономии, по данным ВЦИОМ, стал отказ от путешествий: от поездок отказались 12% опрошенных. На втором месте — траты на продукты питания (8%). Не поменяли поведение из-за экономических проблем 16% респондентов. Экономия на продуктах питания находится на первом месте в опросах ФОМ, опубликованных в июле. По данным его социологического исследования, так или иначе экономят на еде 65% опрошенных. На втором месте — сокращение затрат на покупку одежды и обуви (27% опрошенных). На третьем — экономия на развлечениях (на походах в театры, музеи, кино) (17% опрошенных). Внутренний туризм РБК провел опрос в своих аккаунтах в соцсетях, выясняя, на чем экономит этот сегмент нашей аудитории. Исследование проводили в трех социальных сетях: «ВКонтакте», Google+ и «Одноклассниках» — в течение восьми дней (с 25 августа по 1 сентября), ответили 2189 человек. Facebook не дает возможности проводить опросы. Результаты, полученные РБК, похожи на данные ВЦИОМ. Чаще всего респонденты отказываются от заграничных путешествий или стараются снизить расходы на них. Таких 26% аудитории РБК во «ВКонтакте» и 28% — в Google+. Большая по сравнению с ВЦИОМ доля отказавшихся от путешествий объясняется тем, что около 50% респондентов ВЦИОМ «затруднились с ответом». Мы же не давали возможности выбрать такой вариант. Второй по популярности статьей экономии для пользователей «ВКонтакте» стала покупка новой одежды — на этом экономят 14,2% опрошенных. Среди респондентов Google+ на втором месте по экономии (23%) — отказ от крупных покупок (автомобилей, мебели). Ответы аудитории РБК в «Одноклассниках» сильно отличаются от результатов опроса в двух других соцсетях. Большинство (34%) пользователей «Одноклассников» вообще не испытали падения рубля на себе. Из тех, кто все-таки вынужден был ущемлять себя в чем-то, большинству (30%) пришлось отказаться от крупных покупок. Отказались от заграничных поездок 13,7% аудитории РБК в этой соцсети.
Богатым сложнее Данные ФОМ показывают, что разные группы населения экономят по-разному. Более дешевые продукты стали покупать в основном россияне с доходами ниже среднего (то есть те, кому хватает денег только на еду). Экономить на еде различными способами приходится 84% — почти всем в этой группе. Из тех же, кто может позволить себе покупку автомобиля (высокий уровень благосостояния, по градации ФОМ), экономят на еде куда меньше — 49% опрошенных. То же самое касается снижения затрат на другие виды товаров и услуг. На одежде и обуви экономят 33% относительно бедных граждан и 13% относительно богатых. Расходы на путешествия обеим категориям, напротив, пришлось урезать почти одинаково: первым — на 18%, вторым — на 13%. «Экономят на самом деле все, но статьи бюджета урезаются разные», — комментирует результаты опроса директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Конечно, все кризисы бьют в первую очередь по бедным. Но особенность нынешнего в том, что, набирая обороты, он сильнее всего ущемляет средний класс, жителей крупнейших городов с хорошим достатком. Другими словами, тех, у кого на первый взгляд проблем должно быть меньше», — говорит она. Жители деревень, безусловно, вынуждены переходить на более дешевые продукты и увеличивать масштабы натурального хозяйства. Жители небольших промышленных городов экономят за счет поиска более дешевых аналогов привычных продуктов. Но и те и другие лишь незначительно меняют объемы и качество потребления. Жители мегаполисов же, напротив, поступаются не продуктами, а услугами: платной медициной, поездками за границу. «Им приходится отказываться от привычной жизни, и ментально это, конечно, намного тяжелее», — заключила Зубаревич. Как правильно экономить Какие статьи расходов сокращать в первую очередь, видно из опросов. Совладелец компании «Личный капитал» Юлия Сахаровская советует разделить все ваши потребности на три группы. Первая — расходы, от которых можно отказаться (путешествия, походы в кино, спа-процедуры). Вторая — то, от чего отказаться нельзя, но можно оптимизировать (например, заниматься английским с репетитором не лично, а по скайпу). Третья — то, что нельзя даже оптимизировать (например, коммунальные услуги — если все возможные счетчики уже установлены). При экономии нужно отказываться от вещей из первого списка, постепенно сокращать второй и не отказываться ни от одного пункта из третьей группы. К этой группе Сахаровская относит и продукты питания. «Проблемы со здоровьем, вызванные плохим питанием, потребуют больших трат», — предупреждает она. Гендиректор компании «Финансовый советник» Наталья Смирнова советует отказываться в первую очередь от особенно (сильнее инфляции) дорожающих товаров и услуг. Существует и другой совет — не сокращать расходы, а увеличивать доходы. По данным ФОМ, именно об этом прежде всего думает состоятельная часть аудитории, принимавшая участие в опросе. Таких 56% среди относительно состоятельных респондентов (группа тех, кому «хватает на автомобиль») и лишь 26% в группе бедных (тех, кому «не хватает на еду»).
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами