Зампред ПФР предсказал пять лет пенсионного моратория
В условиях, когда государство сокращает бюджетные расходы, негосударственным пенсионным фондам стоит заняться развитием системы добровольных пенсионных накоплений. Такое мнение высказал зампред правления Пенсионного фонда России (ПФР) Николай Козлов на конференции «Пенсионная система России в свете современного законодательства: текущие вопросы и перспективы развития».
Недостаточность средств в бюджете он назвал одной из проблем дальнейшего развития в России системы пенсионных накоплений в обязательном формате.
«Как мы все понимаем, государство уже два года подряд отказывается в выделении средств на формирование накопительного компонента. Это делается, как я понимаю, по сугубо финансовым причинам. Рассчитывать на то, что в обозримом будущем, по крайней мере в течение пяти лет, государство вернется к практике фактического формирования из бюджета накопительного компонента, не приходится», – сказал Козлов. В этих условиях «пенсионное сообщество должно поставить во главу угла своей работы развитие добровольного формата накопительного компонента», считает он.
По мнению Козлова, те, кто считают, что на добровольной основе формировать накопительную пенсию никто не будет, не правы. «Нечто подобное мы слышали, когда вводилось добровольное медицинское обеспечение. Но практика показывает, что огромное количество предприятий эти программы формирует. Я считаю, что в нашей стране должна быть сформирована такая система, когда работодатели будут вынуждены формировать добровольное пенсионное обеспечение. Для этого должны быть созданы благоприятные условия, соответствующие стимулы», – сказал он. По мнению Козлова, нужно вводить налоговые льготы, должно быть обеспечено софинансирование. «Государство фактически экономит по 2015 году 309 млрд руб. на формировании накопительного компонента. Поэтому какую-то часть – 10-15% от этой суммы – вполне можно было бы направить на формирование накопительного компонента в режиме софинансирования. Для того, чтобы накопительный компонент формировался всеми тремя сторонами процесса, работник платил на добровольной основе, работодатель – на квазидобровольной. Кроме того, для формирования системы накоплений на добровольной основе, по мнению Козлова, нужно ввести правило, что по умолчанию в ней участвуют все работники, кроме тех, кто написал заявление об отказе.
«Люди, занимающиеся анализом рисков российской пенсионной системы, должны учитывать, что сказанное Козловым может отражать официальную позицию ПФР, а не частное мнение, – считает замгендиректора «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов. – Топ-менеджер ПФР дал понять, что у социального блока правительства есть планы ввода пенсионного моратория и в 2016, и в 2017, и в 2018 годах». Два источника в правительстве сказали, что сейчас это не обсуждается.
Переход на добровольную накопительную систему обсуждался летом этого года. «Вопрос активно обсуждается, и прежде всего обсуждается вопрос о переходе на добровольную систему накоплений, то есть те граждане, которые примут для себя решение, будут персонально заключать договоры с НПФ, будут иметь очень понятные правила накоплений, очень понятные ожидаемые результаты накоплений», – говорила ранее вице-премьер Ольга Голодец (цитата по Интерфаксу).