Финансы, 03 мар 2021, 08:57

Эксперты сообщили о схеме мошенничества с возвратом ошибочных переводов

Мошенники просят человека вернуть деньги, якобы случайно отправленные на карту, но уже по другим реквизитам. Подобный перевод может оказаться закрепительным платежом для привязки карты в каком-либо интернет-сервисе
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В России зафиксировали новую схему мошенничества с помощью перевода средств на банковскую карту, сообщил «Известиям» руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.

Неизвестные якобы по ошибке перечисляют человеку деньги, а затем просят вернуть их по другим реквизитам — на счет третьего лица, которому они изначально предполагались. На самом деле транзакция оказывается закрепительным платежом для привязки карты к какому-либо интернет-сервису, сообщил Ульянов. По словам эксперта, после подтверждения такие порталы смогут списать с карты любую сумму без дополнительной верификации.

Ранее мошенники пользовались подобной схемой, но при помощи SMS, рассказал эксперт. Они присылали поддельные сообщения о получении средств с номера, похожего на банковский, а затем звонили с просьбой вернуть деньги. «Сейчас такой вариант не сработает, потому что у большинства россиян всегда есть доступ в мобильный банк для проверки баланса и последних операций», — отметил Ульянов.

В других случаях зачисление может оказаться «авансом» за покупку на сервисе объявлений, заявил газете ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Покупателю предлагают отправить в качестве резерва предоплату на карту, при этом она принадлежит не мошеннику, а третьему лицу. Затем злоумышленник связывается с получателем денег и просит его перечислить сумму уже на его собственную карту в качестве «возврата» за случайный перевод. В результате, пояснил Голованов, покупатель требует вернуть деньги от третьего лица, а мошенник остается в стороне.

В Росбанке, СКБ-Банке и Промсвязьбанке сообщили, что знают о подобных схемах, при этом в последнем усомнились, что они приобретут массовый характер из-за сложности и многоэтапности. В Центробанке рекомендовали гражданам в таких случаях обратиться в свой банк и написать заявление на возврат денег непосредственно отправителю.

Этот способ мошенничества стал распространяться в конце прошлого года на фоне увеличения доли онлайн-переводов из-за ограничений в работе ТЦ и магазинов, рассказал «Известиям» управляющий директор центра развития сотрудничества с клиентами УБРиР (Уральского банка реконструкции и развития) Александр Дарданов. Клиенты обращались в банк с «уточнением» вопроса возврата денежных средств.

Согласно исследованию группы «Тинькофф», в 2020 году мошенники похищали у россиян за один раз в среднем 13,9 тыс. руб., это на 8% меньше среднего показателя в 2019 году (15 тыс. руб.). При этом в целом в 2020 году число краж у банковских клиентов выросло на 70%. Банк России пока не публиковал статистику за 2020 год. Согласно последним подсчетам регулятора, за девять месяцев прошлого года мошенники украли с карт и счетов банковских клиентов примерно 6,5 млрд руб.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой