ПМЭФ-2021, 03 июн 2021, 17:30

Кудрин рассказал о «двойном вызове» для российской экономики

России придется сократить использование углеводородов и уменьшить долю их экспорта за рубеж, заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Кроме того, нужно избавляться от «советского синдрома»
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Перед Россией стоит двойной вызов, заявил на Петербургском международном экономическом форуме председатель Счетной палаты Алексей Кудрин: нужно не только освободиться в потреблении от вредных материалов и углеродного следа, «но и самим уменьшить вклад экспорта в мировую экономику и сократить наши валютные доходы».

«Это серьезный вызов нашему благосостоянию, финансовой стабильности», — подчеркнул он. Кудрин отметил, что мировой пик потребления угля уже пройден, а пик потребления нефти придется на текущее десятилетие. «Если не через десять лет нам придется совсем сокращать свои внешние доходы от нефти, то в течение 20 лет это будет серьезный вызов», — добавил глава Счетной палаты.

Госдума уже приняла в первом чтении законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, а ЦБ разрабатывает систему верификации инструментов финансирования устойчивого развития. Создание системы верификации позволит увеличить и предложение, и спрос на инструменты финансирования устойчивого развития.

  • Доля сырьевого сектора в российском ВВП в 2020 году составила 10,7%, по оценке Института экономики роста им. Столыпина (.pdf) на основе данных Росстата.
  • Доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета составила 28% по итогам 2020 года (5,23 трлн руб.) по сравнению с 39% в 2019 году.
  • Экспорт топливно-энергетических товаров из России в прошлом году составил $168 млрд, или почти 50% от общего экспорта товаров.

На Россию одновременно ложится ответственность за экологические проблемы и давят экономические санкции, указал Кудрин. «У нас есть еще один вызов: санкции — это серьезная, чувствительная для России история, в которой государство пытается мобилизоваться, создать альтернативные институты развития, когда ограничивается внешнее заимствование, когда ограничивается торговля высокотехнологичными продуктами, государство вынуждено как-то реагировать. Роль государства увеличивается, по этой причине у нас не торопятся освободиться от государственного влияния и контроля над бизнесом, что в чем-то правильно, а в чем-то сдерживает развитие», — объяснил Кудрин.

Он уверен, что необходимо сокращать вмешательство государства в экономику: «Государство может оставаться в тех областях, которые связаны с безопасностью, особым режимом, инфраструктурными вопросами. Регулирование внутри государства должно быть более мягким. В России в госуправлении есть советский синдром: все контролировать, на все давать разрешения. Такое бремя должно сократиться раза в два по количеству разрешений, необходимости что-то согласовать с государством. У правительства есть программа «регуляторная гильотина», она пока только начала работать, она должна заработать на всю мощность. Тогда у нас будет больше свободы».

Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
Забытые домены служат мишенью для хакеров: как провести ревизию
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов