Финансы, 03 сен 2021, 16:15

ЦБ сообщил о росте страховых выплат россиянам

Страховщики во втором квартале выплатили россиянам 200 млрд руб. — почти в 1,5 раза больше, чем год назад. Основной вклад внесли инвестиционное страхование жизни, добровольные медстраховки и ОСАГО
Читать в полной версии
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Российские страховые компании в апреле—июне выплатили клиентам 199,2 млрд руб., на 45,2% больше, чем за аналогичный период кризисного 2020 года, следует из данных Банка России, которые изучил РБК. По сравнению с первым кварталом возмещения тоже увеличились — на 7,5%. Основной вклад в рост расходов внесли перечисления клиентам денег по инвестиционному страхованию жизни (43,5 млрд руб.), компенсации по добровольному медицинскому страхованию (ДМС, 37,2 млрд руб.) и ОСАГО (37,4 млрд руб.).

Во втором квартале 2021 года объем клиентских взносов, полученных российскими страховщиками, составил 434,4 млрд руб., отметил ЦБ. Сборы на 38,9% превысили результат второго квартала 2020 года, на который пришлась первая волна пандемии коронавируса в России.

Несмотря на высокие темпы роста премий, ЦБ зафиксировал заметное снижение эффективности страхового бизнеса. Комбинированный показатель убыточности основных сегментов страхования достиг максимума за четыре года — 93%. Он отражает, какую долю составляют убытки в результате страховых случаев и расходы на ведение дел в общем объеме полученных от клиентов взносов.

Рост расходов на ведение бизнеса и выплат привел к сокращению прибыльности страхового бизнеса, констатирует ЦБ. По итогам первой половины 2021 года прибыль российских страховщиков до вычета налогов составила 121,3 млрд руб., упав на 18% по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2020 года. Финансовый результат оказался ниже и 2019 года: тогда страховые компании показали прибыль на уровне 123 млрд руб.

Сколько получили страховщики

Как следует из материалов ЦБ, ключевые сегменты страхового бизнеса российских компаний во втором квартале показали положительную динамику.

  • Около 40% совокупного прироста страхового рынка во втором квартале пришлось на страхование жизни и здоровья заемщиков. Объем взносов в этом сегменте вырос в 2,2 раза в годовом выражении, до 35,2 млрд руб. Еще 69,8 млрд руб. премий участники рынка получили за счет развития страхования от несчастных случаев и болезней (за год сборы выросли в 1,8 раза). Бурный рост этих сегментов ЦБ связывает с ускорением потребительского и ипотечного кредитования в России. На 1 июля 2021 года задолженность населения по ипотеке достигла 10,6 трлн руб., всего россияне должны банкам почти 24 трлн руб. С начала года объем обязательств граждан вырос на 2,3 трлн руб., или на 11%.
  • Сборы страховщиков по инвестиционному и накопительному страхованию жизни (ИСЖ и НСЖ) достигли 91,9 млрд руб. Продажи таких полисов в годовом выражении выросли на 28,9 и 65,2% соответственно.

  • Объем премий по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС) во втором квартале увеличился почти на четверть в годовом выражении, до 40,2 млрд руб.
  • На фоне увеличения продаж автомобилей страховщики зафиксировали прирост взносов по полисам ОСАГО и автокаско — на 34,3% год к году, до 48,6 млрд руб. за квартал.

Из-за чего растет убыточность

Восстановление экономической активности привело не только к росту премий страховщиков, но и к повышению частоты страховых случаев и выплат. Так, возвраты по инвестиционному страхованию жизни во втором квартале поднялись на 35% (43,5 млрд руб.), по ДМС — на 57,9% (37,2 млрд руб.), по ОСАГО — на 22,1% (37,4 млрд руб.). В результате коэффициенты убыточности во втором квартале подскочили практически по всем видам страхования.

Одновременно с ростом выплат страховщики столкнулись с повышением расходов на ведение деятельности. 76,8% премий за второй квартал были получены за счет посредников, больше половины сборов обеспечили банки, которые выступают агентами при продаже страховок заемщикам, полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни и других продуктов. В результате общий объем вознаграждений посредникам превысил 112 млрд руб., за год сумма увеличилась на 72,5%. Комиссия агентов в среднем составила 33,7% во втором квартале. Самая высокая доля вознаграждения наблюдается как раз в страховании от несчастных случаев и болезни (агенты получают 73% взносов) и страховании жизни заемщиков (54%), которое продвигают кредитные организации.

Как последствия пандемии оживили спрос на медстраховки

Во втором квартале Банк России зафиксировал возврат интереса населения к покупке полисов ДМС. «Росту спроса на медицинское страхование со стороны розничных клиентов в том числе могло способствовать повышение внимания граждан к своему здоровью на фоне пандемии коронавируса», — отмечает ЦБ.

По статистике регулятора, в апреле—июне страховщики заключили с физлицами 3,8 млн договоров добровольного медицинского страхования — на 36,9% больше, чем годом ранее. По сравнению с первым кварталом число новых полисов ДМС подскочило в 2,2 раза, хоть и не достигло максимумов 2019 года. До пандемии темпы роста в сегменте ДМС оказались рекордными за всю историю наблюдений. Как и до кризиса, россияне старались приобретать недорогие полисы со стандартным набором рисков — страхование от критических заболеваний, программы с возможностью диспансеризации, отмечает ЦБ.

Сегмент ДМС — точка долгосрочного роста страхового рынка, говорит директор — руководитель направления страховых компаний АКРА Алексей Бредихин. Он считает, что спрос населения на медицинские страховки продолжит расти в этом году. Одна из причин — необходимость реабилитационного лечения после заболеваний, вызванных COVID-19. Рост выплат по ДМС эксперт считает временным явлением, связанным с эффектом низкой базы 2020 года.

Как отмечает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов, основной объем премий по ДМСпоступает к страховщикам в начале года, когда компании-работодатели перезаключают договоры, а страховые выплаты распределены по кварталам более равномерно.

«В связи с этим рост количества убытков, связанный как с отложенным спросом, перешедшим с 2020 года, так и в целом с большим вниманием граждан к своему здоровью, способен оказать негативное влияние на рентабельность данного вида для страховщиков», — допускает аналитик.

Pro
Разоблачаем 6 мифов о Telegram: как найти свою аудиторию на платформе
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Зачем Amazon запускает сверхдешевый магазин для зумеров