Финансы, 04 окт 2016, 19:30

Большинство страховщиков оказалось не готово продавать электронное ОСАГО

С 1 января все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обяжут продавать электронные полисы. Пока это делают только 17 компаний из 74. Остальные ждут, когда ЦБ представит финальные требования к работе их сайтов
Читать в полной версии
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Готовность страховщиков к обязательной продаже электронных полисов можно оценить по опыту их подключения и тестирования на сервисе объединения, рассказал РБК исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. На момент запуска работы системы тестирование прошла большая часть компаний, но е-полисы ОСАГО продают только 17, отметил он.

Технически готовность среди крупных компаний к продаже электронных полисов высокая, отмечает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев. «Здесь вопрос даже не в готовности, а в том, что в целом компании не заинтересованы в том, чтобы продавать полисы ОСАГО в электронном виде. Потому что очень большой дисбаланс по убыточности. К тому же есть так называемые токсичные регионы, такие как Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, где убыточность очень высокая», — пояснил Самиев.

По прогнозам НАФИ, в 2016 году убыточность на рынке ОСАГО может составить от 77​​ до 82%. При этом комбинированная убыточность по ОСАГО с учетом судебных выплат и расходов по итогам года превысит 100%, а в отдельных регионах она будет существенно выше.

«Сообщество сейчас ждет принятия соответствующего указания Банка России о требованиях к сайтам страховщиков, с учетом которых, возможно, нужно будет дорабатывать программное обеспечение», — пояснил Уфимцев. По его словам, проект, который был опубликован регулятором, «представляется достаточно жестким». «По этому вопросу мы ведем диалог с регулятором, рассчитываем на смягчение требований», — сказал он.

ЦБ финальную версию требований еще не подготовил. «Банк России ведет подготовку соответствующего указания, проект документа уже публиковался для публичного обсуждения на сайте регулятора. В настоящий момент мы анализируем предложения и замечания, поступившие от Российского союза автостраховщиков, для подготовки финальной версии документа», — сообщила РБК пресс-служба ЦБ.

Опубликованный ранее проект ЦБ устанавливает, что общая длительность перерывов в работе сайта не может составлять более четырех часов в месяц. При проведении плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к сайту будет невозможен, на главной странице не менее чем за сутки до начала работ должно быть размещено уведомление с указанием даты и времени их начала и окончания. Документ также определяет понятие нарушения бесперебойного функционирования сайта, в том числе критического — им признается нарушение, которое не было устранено в течение более двух часов. При этом любое доказанное нарушение доступности сайта страховой компании для покупки полиса ОСАГО в электронной форме может наказываться штрафом в размере 300 тыс. руб. с момента запуска обязательных электронных продаж ОСАГО в России.

По словам Уфимцева, стандартный график подключения страховой компании к соответствующей системе РСА составляет две-три недели, однако этому должна предшествовать подготовка программного обеспечения самой компании. «РСА уже разослал компаниям письмо о том, что необходимо пройти тестирование и подключиться к системе. У страховщиков еще есть время», — полагает Уфимцев.

Запуск продаж электронных полисов ОСАГО стартовал в 2015 году — сначала с 1 июля в форме пролонгации для ­физлиц, затем с 1 октября стало возможно оформление полиса не только у своего страховщика, но и любого другого, предлагающего ­эту услугу. С 1 июля ­2016 года вступили в ­силу нормы законодательства, которые позволили страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц. ­

В конце сентября РСА сообщил, что к эксперименту по добровольной продаже электронных полисов, который стартовал в июле 2015 года, присоединились только 17 крупнейших компаний федерального уровня из 74. Весной этого года из списка страховщиков, добровольно продающих е-полисы, исчез «Росгосстрах», пока отказавшийся от электронных продаж. По данным РСА, по состоянию на 4 октября российские автовладельцы оформили более 306 тыс. электронных полисов ОСАГО.

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика