Финансы, 05 мар 2021, 17:40

Один из самых проблемных заемщиков «Восточного» начал гасить долги

Один из наиболее проблемных заемщиков «Восточного» — производитель автобусов «Волгабас» — погасил более 1 млрд руб. долга. Для этого его основному владельцу пришлось отказаться от контроля в компании
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Банк «Восточный», принадлежащий Артему Аветисяну и фонду Baring Vostok, начал разбираться с проблемами одного из своих старых заемщиков — группы «Волгабас» Алексея Бакулина. Группа погасила часть долга перед банком, рассказал РБК источник, близкий к банку, и подтвердил представитель самого «Восточного». Кредиты производителю автобусов достались «Восточному» еще от банка «Юниаструм» Аветисяна. Позднее корпоративный портфель стал предметом претензий со стороны Baring (основатель фонда — Майкл Калви, в 2019 году ставший фигурантом уголовного дела на фоне конфликта в «Восточном») и Центрального банка.

В ноябре у «Волгабаса» появились новые совладельцы — как писал «Интерфакс», 50% в компании получили бывший гендиректор и миноритарий «Еврохима» Дмитрий Стрежнев и связанный с группой «Питеравто» Леонид Бондаренко. По словам источника РБК, сейчас они сосредоточили уже 60% группы. Остальную долю сохранит за собой в основном Бакулин, входящий в клуб лидеров при Агентстве стратегических инициатив, в котором Аветисян возглавляет направление «Новый бизнес», сказал собеседник РБК. Это подтверждается данными базы «СПАРК». 60% в «Волгабас Групп» принадлежат компании «Реновация», которая в равных доля принадлежит компаниям «Мегаполис» и «Мидстрим» (конечные бенефициары — Стрежнев и Бондаренко). 38% у Бакулина, 1% у банка и еще 1% у Рустама Яппарова.

Компания «Волгабас», по собственным оценкам, входит в топ-3 крупнейших производителей автобусной техники в России (17% автобусов большого и особо большого классов). Она выпускает дизельные и газомоторные автобусы различного класса и назначения, а также электробусы, машины для перевозки детей, автобусы специального назначения. Ей принадлежат два завода в Волгоградской и Владимирской областях, производственные мощности — до 3 тыс. автобусов в год.

Бакулин перенаправил вопросы РБК в пресс-службу компании. Сделка позволила «начать процесс формирования и реорганизации структуры», сказал РБК представитель «Волгабас». «На данном этапе определяется окончательный состав участников», — добавил он.

Как наследие «Юниаструма» стало причиной конфликта

Baring Vostok, которому принадлежал банк «Восточный экспресс», и владевший «Юниаструмом» Аветисян договорились объединить активы (Baring стал основным владельцем объединенного банка) в 2016 году. Вскоре Baring начал предъявлять претензии к покупке «Юниаструмом» неликвидных долей в производственных компаниях по завышенной цене. Банк выкупал у компании Аветисяна «Финвижн» доли в компаниях, относившихся к группам предпринимателя Вячеслава Зыкова (также входит в клуб лидеров АСИ) и «Волгабаса». Сторона Аветисяна настаивала, что доли выкупались в рамках мезонинного финансирования (кредитование с возможностью в дальнейшем приобрести акции заемщика). В итоге совместные претензии стали поводом для обмена исками в лондонском суде.

Претензии к портфелю кредитов возникали и у ЦБ: регулятор в своей проверке банка в 2018 году указывал, что 55% кредитного портфеля «Восточного» — это кредиты компаниям Бакулина и Зыкова. На «Волгабас» приходилось 15%.

Сам Аветисян заявлял РБК, что на момент слияния «Юниаструм» не нарушал никаких требований нормативов, они изменились позже. «А что касается аффилированности — лучше знать своего клиента. Они (Зыков и Бакулин. — РБК) были с нами в разных экспедициях, в том числе и Антарктиде, но говорить об аффилированности абсурдно, у меня нет и никогда не было никакой личной заинтересованности в этих кредитах», — указывал он.

С другими проблемными активами банк, который уже находится под контролем Аветисяна и партнеров, частично разобрался летом 2020 года: тогда «Финвижн» объявила, что выкупит у «Восточного» неликвидные доли в производственных компаниях на 1,6 млрд руб. Для выкупа она привлекла кредит в самом «Восточном».

Чем поможет смена владельца

«Часть привлеченных средств от инвесторов уже направлены на досрочное погашение задолженностей компаний «Волгабас» и «Волгабас Волжский» перед «Восточным», — сказал источник, близкий к «Восточному». В пресс-службе банка РБК сообщили, что за счет привлечения средств от инвесторов в группу компаний «Волгабас» досрочно погашена задолженность по кредитам в банке «Восточный» в размере более 1 млрд руб. «Дополнительно в деятельность группы «Волгабас» привлечены оборотные средства в размере более 1,5 млрд руб. Данные шаги позволили группе компаний восстановить свою платежеспособность, привлечь дополнительные контракты и загрузить свои производственные мощности», — сказали в банке.

Согласно данным Арбитражного суда, «Восточный» в 2017 году выдал два кредита компании «Волгабас» на 1,3 млрд руб., в 2015 году другой банк Аветисяна «Региональный кредит» выдал той же компании 150 млн руб. В течение следующих лет компания допускала просрочки и не предоставляла надлежащее обеспечение по договорам, в итоге к 2020 году, когда «Восточный» решил взыскать залоги и получить деньги, сумма долга составляла около 900 млн руб. По другому решению банк взыскал с компаний группы еще 177 млн руб.

«Волгабас» имел разветвленную группу производственных компаний, поэтому, помимо этих исков, «Восточный» подал заявление о взыскании 2,8 млрд руб. к семи компаниям группы, в том числе к ООО «Волгабас» и «Национальному оператору общественного транспорта» («НООТ»). В ноябре Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение по этому иску, по условиям которого все долги за собой признает «НООТ», а банк отказывается от требований к другим юрлицам. Основной долг в размере 2,2 млрд руб. «НООТ» будет гасить небольшими платежами до 2025 года. При этом «НООТ», как следует из базы данных СПАРК, перешла в собственность «Реновации» — компании Стрежнева и Бондаренко.

По словам источника, близкого к банку, на балансе «Восточного» остается еще один кредит компании «Бакулин Моторс Групп» примерно на 3 млрд руб. Он также был реструктурирован и теперь обслуживается.

«Все критические задолженности реструктуризированы и находятся в процессе подписания мировых соглашений с кредиторами. Научно-производственные комплексы группы работают стабильно с середины прошлого года, в том числе реализуются крупные экспортные контракты. Портфель заказов на 2021 год сформирован на 100%. В прошлом году предприятие полностью погасило все задолженности перед сотрудниками и государством», — сообщил представитель «Волгабас».

Вместе с приходом новых инвесторов изменится и структура автобусной группы: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже одобрила сделки по покупке «Волгабас групп» 100% компании «Волгабас Волжский», 75% «Бакулин Моторс Групп», 100% ФК «Развитие», 75% «КВВК» и 90% в компании «Слайс», следует из решений службы, которые изучил РБК.

Фонд Baring Vostok и «Финвижн» объявили о завершении корпоративного конфликта в банке осенью 2020 года: стороны договорились отозвать все иски друг к другу и заявили, что уголовное дело против основателя фонда Майкла Калви не было связано с корпоративным спором, хотя ранее фонд говорил об обратном. Майкл Калви и его коллеги по фонду обвиняются в растрате 2,5 млрд руб. из банка, дело по-прежнему слушается в суде. Осенью аффилированное с Baring Первое коллекторское бюро (ПКБ) погасило ущерб по делу. В начале марта Калви заявил, что его фонд продавать долю в банке не собирается.

Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Ждет ли мир второй «пузырь доткомов». Как на экономике скажется крах ИИ
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой