Финансы, 05 мар 2021, 17:40

Один из самых проблемных заемщиков «Восточного» начал гасить долги

Один из наиболее проблемных заемщиков «Восточного» — производитель автобусов «Волгабас» — погасил более 1 млрд руб. долга. Для этого его основному владельцу пришлось отказаться от контроля в компании
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Банк «Восточный», принадлежащий Артему Аветисяну и фонду Baring Vostok, начал разбираться с проблемами одного из своих старых заемщиков — группы «Волгабас» Алексея Бакулина. Группа погасила часть долга перед банком, рассказал РБК источник, близкий к банку, и подтвердил представитель самого «Восточного». Кредиты производителю автобусов достались «Восточному» еще от банка «Юниаструм» Аветисяна. Позднее корпоративный портфель стал предметом претензий со стороны Baring (основатель фонда — Майкл Калви, в 2019 году ставший фигурантом уголовного дела на фоне конфликта в «Восточном») и Центрального банка.

В ноябре у «Волгабаса» появились новые совладельцы — как писал «Интерфакс», 50% в компании получили бывший гендиректор и миноритарий «Еврохима» Дмитрий Стрежнев и связанный с группой «Питеравто» Леонид Бондаренко. По словам источника РБК, сейчас они сосредоточили уже 60% группы. Остальную долю сохранит за собой в основном Бакулин, входящий в клуб лидеров при Агентстве стратегических инициатив, в котором Аветисян возглавляет направление «Новый бизнес», сказал собеседник РБК. Это подтверждается данными базы «СПАРК». 60% в «Волгабас Групп» принадлежат компании «Реновация», которая в равных доля принадлежит компаниям «Мегаполис» и «Мидстрим» (конечные бенефициары — Стрежнев и Бондаренко). 38% у Бакулина, 1% у банка и еще 1% у Рустама Яппарова.

Компания «Волгабас», по собственным оценкам, входит в топ-3 крупнейших производителей автобусной техники в России (17% автобусов большого и особо большого классов). Она выпускает дизельные и газомоторные автобусы различного класса и назначения, а также электробусы, машины для перевозки детей, автобусы специального назначения. Ей принадлежат два завода в Волгоградской и Владимирской областях, производственные мощности — до 3 тыс. автобусов в год.

Бакулин перенаправил вопросы РБК в пресс-службу компании. Сделка позволила «начать процесс формирования и реорганизации структуры», сказал РБК представитель «Волгабас». «На данном этапе определяется окончательный состав участников», — добавил он.

Как наследие «Юниаструма» стало причиной конфликта

Baring Vostok, которому принадлежал банк «Восточный экспресс», и владевший «Юниаструмом» Аветисян договорились объединить активы (Baring стал основным владельцем объединенного банка) в 2016 году. Вскоре Baring начал предъявлять претензии к покупке «Юниаструмом» неликвидных долей в производственных компаниях по завышенной цене. Банк выкупал у компании Аветисяна «Финвижн» доли в компаниях, относившихся к группам предпринимателя Вячеслава Зыкова (также входит в клуб лидеров АСИ) и «Волгабаса». Сторона Аветисяна настаивала, что доли выкупались в рамках мезонинного финансирования (кредитование с возможностью в дальнейшем приобрести акции заемщика). В итоге совместные претензии стали поводом для обмена исками в лондонском суде.

Претензии к портфелю кредитов возникали и у ЦБ: регулятор в своей проверке банка в 2018 году указывал, что 55% кредитного портфеля «Восточного» — это кредиты компаниям Бакулина и Зыкова. На «Волгабас» приходилось 15%.

Сам Аветисян заявлял РБК, что на момент слияния «Юниаструм» не нарушал никаких требований нормативов, они изменились позже. «А что касается аффилированности — лучше знать своего клиента. Они (Зыков и Бакулин. — РБК) были с нами в разных экспедициях, в том числе и Антарктиде, но говорить об аффилированности абсурдно, у меня нет и никогда не было никакой личной заинтересованности в этих кредитах», — указывал он.

С другими проблемными активами банк, который уже находится под контролем Аветисяна и партнеров, частично разобрался летом 2020 года: тогда «Финвижн» объявила, что выкупит у «Восточного» неликвидные доли в производственных компаниях на 1,6 млрд руб. Для выкупа она привлекла кредит в самом «Восточном».

Чем поможет смена владельца

«Часть привлеченных средств от инвесторов уже направлены на досрочное погашение задолженностей компаний «Волгабас» и «Волгабас Волжский» перед «Восточным», — сказал источник, близкий к «Восточному». В пресс-службе банка РБК сообщили, что за счет привлечения средств от инвесторов в группу компаний «Волгабас» досрочно погашена задолженность по кредитам в банке «Восточный» в размере более 1 млрд руб. «Дополнительно в деятельность группы «Волгабас» привлечены оборотные средства в размере более 1,5 млрд руб. Данные шаги позволили группе компаний восстановить свою платежеспособность, привлечь дополнительные контракты и загрузить свои производственные мощности», — сказали в банке.

Согласно данным Арбитражного суда, «Восточный» в 2017 году выдал два кредита компании «Волгабас» на 1,3 млрд руб., в 2015 году другой банк Аветисяна «Региональный кредит» выдал той же компании 150 млн руб. В течение следующих лет компания допускала просрочки и не предоставляла надлежащее обеспечение по договорам, в итоге к 2020 году, когда «Восточный» решил взыскать залоги и получить деньги, сумма долга составляла около 900 млн руб. По другому решению банк взыскал с компаний группы еще 177 млн руб.

«Волгабас» имел разветвленную группу производственных компаний, поэтому, помимо этих исков, «Восточный» подал заявление о взыскании 2,8 млрд руб. к семи компаниям группы, в том числе к ООО «Волгабас» и «Национальному оператору общественного транспорта» («НООТ»). В ноябре Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение по этому иску, по условиям которого все долги за собой признает «НООТ», а банк отказывается от требований к другим юрлицам. Основной долг в размере 2,2 млрд руб. «НООТ» будет гасить небольшими платежами до 2025 года. При этом «НООТ», как следует из базы данных СПАРК, перешла в собственность «Реновации» — компании Стрежнева и Бондаренко.

По словам источника, близкого к банку, на балансе «Восточного» остается еще один кредит компании «Бакулин Моторс Групп» примерно на 3 млрд руб. Он также был реструктурирован и теперь обслуживается.

«Все критические задолженности реструктуризированы и находятся в процессе подписания мировых соглашений с кредиторами. Научно-производственные комплексы группы работают стабильно с середины прошлого года, в том числе реализуются крупные экспортные контракты. Портфель заказов на 2021 год сформирован на 100%. В прошлом году предприятие полностью погасило все задолженности перед сотрудниками и государством», — сообщил представитель «Волгабас».

Вместе с приходом новых инвесторов изменится и структура автобусной группы: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже одобрила сделки по покупке «Волгабас групп» 100% компании «Волгабас Волжский», 75% «Бакулин Моторс Групп», 100% ФК «Развитие», 75% «КВВК» и 90% в компании «Слайс», следует из решений службы, которые изучил РБК.

Фонд Baring Vostok и «Финвижн» объявили о завершении корпоративного конфликта в банке осенью 2020 года: стороны договорились отозвать все иски друг к другу и заявили, что уголовное дело против основателя фонда Майкла Калви не было связано с корпоративным спором, хотя ранее фонд говорил об обратном. Майкл Калви и его коллеги по фонду обвиняются в растрате 2,5 млрд руб. из банка, дело по-прежнему слушается в суде. Осенью аффилированное с Baring Первое коллекторское бюро (ПКБ) погасило ущерб по делу. В начале марта Калви заявил, что его фонд продавать долю в банке не собирается.

Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
У меня СДВГ и ОКР: почему люди ищут у себя ментальные расстройства
Pro
Продавцы на маркетплейсах начали прогорать: в чем их ошибки
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины