ВЭБ создал «совет казначеев» для работы с институтами развития
Госкорпорация ВЭБ.РФ создала совет казначеев для координации собственной финансовой политики вместе с институтами развития — Российским экспортным центром (РЭЦ), институтом развития жилищной сферы «Дом.РФ» и Корпорацией МСП, поддерживающей малый бизнес, рассказал РБК первый зампред ВЭБа Михаил Полубояринов.
После прихода бывшего первого вице-премьера Игоря Шувалова на пост главы ВЭБа госкорпорация стала координатором других институтов развития. ВЭБ может выступать маркетмейкером при размещении ценных бумаг институтов развития (держателем для последующей продажи), проводить с ними сделки РЕПО или брать на себя часть функций по риск-менеджменту, говорит Полубояринов.
У ВЭБа уже есть единое казначейство для дочерних компаний — в какой-то момент «дочки» ВЭБа стали конкурировать с головной структурой, объясняет он: «Мы столкнулись на выпуске одинаковых облигаций с ВЭБ-лизингом, стали конкурировать друг с другом за одного и того же инвестора по цене». После создания единого казначейства головная компания стала самостоятельно занимать на рынке, а премия к рынку в целом для группы снизилась на 0,5–1%, уточнили в пресс-службе ВЭБа.
Только координация
Но в ситуации с другими институтами развития есть существенные отличия. «Дом.РФ» и Корпорация МСП принадлежат Росимуществу, это отдельные корпорации со своей отчетностью, и, в соответствии с законом об инсайде, они не имеют права согласовывать финансовые операции с ВЭБом. РЭЦ — «дочка» ВЭБа, но у госкорпорации были планы передать ее государству. Речь идет только о координации, уверяет Полубояринов: «Мы нашли несколько областей, где мы друг другу полезны».
Чтобы координировать работу на финансовых рынках, участникам совета пришлось подписать договоры о конфиденциальности. «Затем нужно было юристам и службе безопасности проверить, чтобы наше общение не подпадало под инсайд, под нарушение законов о ценных бумагах и ряда других», — объясняет Полубояринов. «Никакого заранее планируемого размещения нет. В подписанных договорах четко прописано, что можно, что нельзя», — говорит Полубояринов.
В координационный совет вошли финансовые директора, казначеи и рисковики ВЭБа и других институтов, возглавил его Полубояринов.
Что делает ВЭБ
- В рамках совета ВЭБ установил риск-менеджмент по клиентам. Если одна структура устанавливает лимит по риску на некую компанию, она делится своей экспертизой с другими институтами, говорит Полубояринов: «Все-таки мы повыше, нам видно получше». Он приводит в пример санацию банков «московского банковского кольца» — «ФК Открытие», Промсвязьбанка и Бинбанка в 2017 году: «По сообщениям прессы, многие госкорпорации и компании потеряли деньги в крупных банках так называемого московского кольца. ВЭБ ни в одной из систем ничего не потерял».
- ВЭБ выступает в роли маркетмейкера для институтов развития. В начале года МСП Банк провел секьюритизацию кредитов малому и среднему бизнесу и выпустил под них облигации на 7 млрд руб. ВЭБ купил 13,5% выпуска за 950 млн руб., чтобы создать «бенчмарк» для этих бумаг, говорит зампред госкорпорации.
- ВЭБ проводит РЕПО под залог облигаций МСП Банка и других институтов развития, он также кредитует под залог секьюритизированных ипотекой облигаций «Дом.РФ». «На рынке этому продукту нужна «раскачка», — рассказывает Полубояринов, отмечая, что премия ликвидной бумаги к неликвидной — около 1% на текущем рынке. Это потенциал, благодаря которому можно снизить стоимость фондирования институтов развития, говорит он.
- Госкорпорация дает своим «дочкам» рекомендации открывать счета в банках координируемых институтов развития — МСП Банке и «Дом.РФ», чтобы размещать свои средства не только внутри группы.
- Для «дочернего» РЭЦ координация с ВЭБом позволяет получать лучшие условия на финансовых рынках, снижать операционные риски, нивелировать вопросы конкуренции, сообщил РБК через пресс-службу глава РЭЦ Андрей Слепнев. В пресс-службе «Дом.РФ» сказали, что сотрудничество связано с обменом информации и ВЭБ «регулярно получает информацию о составе ликвидных активов участников проекта».