Война санкций, 05 ноя 2014, 16:30

Национальная платежная карта выйдет за пределы России через японскую JCB

Национальная система платежных карт (ОАО «НСПК») может выйти на международный рынок с помощью японской системы JCB. Об этом в интервью РБК рассказала зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Кобрендовыми картами, выпущенными НСПК совместно с JCB, можно будет свободно платить в поездках по Азии, европейский рынок японцы пока не завоевали
Читать в полной версии

По словам Скоробогатовой, ОАО «НСПК» начнет выпускать собственные карты с декабря 2015 года. Этими картами можно будет расплачиваться внутри страны, для того чтобы их принимали за рубежом, компании придется найти партнера среди международных платежных систем. Пока к сотрудничеству готова только японская JCB. «Из международных систем с инициативой совместной программы выступила японская система JCB», – сказала зампред ЦБ. JCB отказалась  комментировать переговоры.

Платежная система JCB (Japan Credit Bureau) – крупнейшая японская система, ее карты эмитируют банки 16 стран мира, а принимают – 190 стран. Согласно информации, размещенной на сайте JCB, количество ее пользователей насчитывает 84 млн человек, 17 млн из которых проживают за пределами Японии. Карточки JCB принимают 26 млн торговых точек. По выручке и количеству платежных карт JCB занимает последнее место среди платежных систем международного уровня. 

В реестре операторов платежных систем Банка России JCB зарегистрировалась 16 октября («Джей Си Би»), ее расчетным банком выступает Альфа-банк. В октябре JCB  договорилась об эмиссии своих карт с Газпромбанком. Еще до регистрации в ЦБ JCB пыталась обеспечить прием своих карт в России, для чего она заключила договоры на эквайринг с рядом российских банков, такими как ВТБ 24, «Уралсиб», Альфа-банк, Росбанк, банк «Русский стандарт» и др. 

«Инфраструктура приема карт JCB не такая большая, как у Visa и MasterCard, поэтому использование совместной с ней карты за рубежом будет ограниченным», – считает начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин. Карты Visa и MasterCard эмитируют банки более 200 стран, их принимают более чем в 100 млн торговых точек.

По словам Бородкина, карточку JCB хорошо принимают в азиатском регионе (кроме Китая, где сильна монополия местной China UnionPay) и США, хуже – в Европе, там она работает в основном в туристических местах – отелях и ресторанах.

Действительно, согласно информации на сайте JCB, в Европе карты JCB выпускают банки только двух стран – Испании и Болгарии, в Азии таких стран 12.

«Совершенно закономерно, что НСПК ищет международную платежную систему, но JCB – не самый распространенный платежный бренд, – отмечает зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов. – В Китае, чей опыт мы брали при принятии решения о создании НСПК, вторым платежным брендом к China UnionPay были выбраны Visa и MasterCard, их сеть приема карт более распространена во всем мире». 

Предправления банка «Авангард» Валерий Торхов считает, что проект с JCB слабее, чем если бы НСПК договорилась с Visa или MasterCard. «Но, думаю, этот проект им будет тоже интересен. Сейчас Visa и MasterCard обслуживают почти весь оборот по банковским картам в России, но когда оборот НСПК выделится, их доходы сократятся, а выпуск совместной карты – это возможность заработать на транзакциях и лицензионных соглашениях с банками», – добавляет он. 

Исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова говорит, что JCB традиционно проводит гибкую политику по отношению к местным платежным системам стран, в которых  присутствует. «Понятно, что из-за небольших объемов системы нельзя говорить о полноценном платежном инструменте, скорее для ЦБ и НСПК  сотрудничество с JCB – это шаг в обозначении стратегии по выходу на международный рынок», – говорит она. 

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code