Финансы, 05 ноя 2015, 19:25

Кредит не по карману: доля просроченных займов выросла почти до 18%

Доля просроченной задолженности граждан по кредитам продолжила расти в 3-м квартале 2015 года, свидетельствуют данные ОКБ. Подавляющая часть займов просрочена более чем на 90 дней
Читать в полной версии

Почти пятая часть российских должников не способна погасить кредит вовремя — с июня 2015 года доля просроченной задолженности увеличилась до 17,81% с 17,54%, при этом 12,76% кредитов просрочены более чем на 90 дней. Такие данные содержатся в опубликованном в четверг, 5 ноября, отчете Объединенного кредитного бюро за 3-й квартал.

Общий объем всех просрочек к началу октября, по данным ОКБ, составил 1,07 трлн руб. — это почти десятая часть (11,8%) общего объема выданных банками ссуд, из этой суммы 1,03 трлн руб. (11,35%)  — непогашенные кредиты сроком более 90 дней.

Хуже всего у россиян обстоят дела с займами наличными — доля просрочек в этом сегменте выросла за квартал с 20,26% до 20,98%, из них 15,24% — кредиты, платежи по которым не совершались более 90 дней. Хуже стали платить и по автокредитам — доля просрочек по ним в 3-м квартале выросла с 11,52% до 11,95%.

По кредитным картам доля просрочек выросла с 15,53% до 15,89%. По ипотечным кредитам этот показатель вырос с 3,47% до 3,73%. В общей сложности просроченными являются 94 тыс. ипотечных кредитов.

Рост просрочек возобновился с июня 2015 года после незначительного снижения в предыдущем квартале, отмечает генеральный директор Объединенного кредитного бюро Даниэль Зеленский. Доля кредитов, платежи по которым не совершались 1-2 месяца, по данным ОКБ, при этом все-таки продолжает снижаться, темпы роста просрочки сроком более 90 дней сейчас также замедлились. Тем не менее, Зеленский ожидает сохранения умеренных темпов роста просроченной задолженности до конца года.

Сказать, что качество кредитного портфеля драматически ухудшается, все же нельзя, считает управляющий партнер Frank Research group Юрий Грибанов. «Мои клиенты-банкиры, напротив, отмечали, что сейчас ситуация улучшилась по сравнению с предыдущим годом: по новым кредитам к заемщикам предъявляются более жесткие требования, а старые вышли на погашение или были проданы», — указал он.

Меньше всего банкам, по его словам, сейчас угрожают просрочки по ипотечным кредитам: во-первых, такие займы выдаются под залог, во-вторых, потребность в жилье для человека все-таки слишком высока. «Люди будут во многом себе отказывать, но платить», — считает Грибанов.

«По моей оценке, доля просрочек в 4-м квартале может вырасти до 25%, то есть, мы уже близки к тому дну, ниже которого упасть не можем», — полагает заместитель гендиректора Интерфакс-ЦЭА Алексей Буздалин. «Тем не менее, банки уже сталкивались с такой угрозой в ходе финансово-экономического кризиса — соответственно, под все эти кредиты они должны были сформировать резервы», — уверен эксперт.

Если заемщик понимает, что не может платить по кредитам, у него есть два способа решения проблемы, напоминает генеральный директор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова. Первый — если до просрочки еще не дошло, надо договориться с банком о реструктуризации своего кредита, чтобы на 1-2 года сумма ежемесячного платежа была снижена. «Это лучше, чем портить свою кредитную историю или чтобы вас признали банкротом против вашей воли», — указала Смирнова.

Второй способ, ставший доступным с 1 октября 2015 года, — это банкротство по собственному заявлению. Главное условие, которое для этого необходимо, — сумма задолженности должна составлять не менее 500 тыс. руб. Кроме того, заемщик должен будет заплатить не менее 10 тыс. руб. за работу конкурсного управляющего. «Процедура банкротства длится не один день, но когда она начинается, по крайней мере, вводится мораторий на начисление штрафов и пеней, и новые проценты за просрочку уже не идут», — пояснила Смирнова.

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов