Цены на газ в Европе превысили $540 после пожара у «дочки» «Газпрома»
Цена газа в Европе на бирже ICE Futures на открытие торгов в пятницу, 6 августа, на фоне аварии на заводе «Газпром газопереработки» («дочка» «Газпрома») впервые превысила €44,4 за 1 тыс. кВт·ч, что эквивалентно $543 за 1 тыс. куб. м. К 11:30 мск котировки поднялись еще выше — до $546,3 за 1 тыс. куб. м, сообщает «РИА Новости».
Такое поведение цен на газ необычно для летнего времени, поскольку биржевые цены, как правило, растут в период наибольшего потребления — зимой, а летом падают. Однако это лето стало исключением из правил.
В ночь на 5 августа произошло возгорание на установке деэтанизации конденсата на Уренгойском заводе по подготовке конденсата к транспортировке, который принадлежит «Газпром газопереработке».
Полностью справиться с огнем пожарным удалось только к утру 6 августа.
Официальных заявлений от «Газпрома» о возможных последствиях этой аварии на момент подготовки материала не было. «Идет анализ причин и последствий аварии», — ответили в концерне на запрос РБК.
После сообщений о пожаре объемы прокачки газа по газопроводу Ямал — Европа снизились вдвое, с 1,9–2,1 млн до 1 млн куб. м в час. Однако к утру 6 августа они подросли до 1,5–1,6 млн куб. м в час.
Цены на газ в Европе растут уже не первую неделю. «Газпром» последовательно отказался бронировать дополнительные транзитные мощности через Украину и по газопроводу Ямал — Европа. Так, 29 июля рекордные цены были установлены на уровне $484 за 1 тыс. куб. м по спотовым контрактам. Форвардные цены также поднялись тогда до исторического максимума: ближайший августовский фьючерс на TTF за сутки стоил $491 за 1 тыс. куб. м.
При этом поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу падают, снижаются и запасы в хранилищах приемных терминалов. С начала июля в газотранспортную систему Европы поступило на 12% (около 1 млрд куб. м) меньше регазифицированного СПГ по сравнению с июнем, а в годовом выражении снижение составило более 22%, сообщала газета «Коммерсантъ».
В мае 2020 года цена газа на хабе TTF упала почти в два раза по сравнению с концом марта того же года, с $80 до $46–47 за 1 тыс. куб. м; на хабе в Баумгертене газ тогда стоил около $62.
Такой уровень цен не покрывал расходы «Газпрома» на налоги и транспортировку газа. Концерн отмечал тогда, что благодаря сбалансированной структуре ценообразования на газ (57% контрактов индексируются по газовым хабам, около трети — по старым принципам, с привязкой к нефти и нефтепродуктам, или их современным модификациям) в 2019 году ему удавалось продавать газ на $47 за 1 тыс. куб. м дороже, чем спотовые котировки в Европе «на следующий день».
По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, повышение биржевых цен на газ в Европе не повлияет на объем поставок «Газпрома». «Это никак не повлияет на поставки «Газпрома» ввиду того, что поставки «Газпрома» зависят от спроса в рамках подписанных контрактных обязательств с отдельными европейскими компаниями. Прямой зависимости между ценами в Европе и объемом поставок со стороны «Газпрома» нет, объем поставок зависит только от спроса», — сказал он в беседе с РБК.
Фролов пояснил, что сейчас нет глобального рынка газа, а есть крупные региональные рынки, но их взаимное влияние постепенно возрастает. «И сейчас мы подошли к моменту, когда у двух крупных рынков, европейского и азиатского, складывается крупный сверхрынок евразийского континента. Для Европы это означает достаточно неприятную вещь, которая заключается в том, что цены на европейских площадках становятся все более зависимыми от цен на площадках азиатских. Европейцам приходится все более конкурировать за тот газ, который идет в Азию», — добавил он.
«Европейцы просто сейчас живут в тех условиях, в которых живут Китай, Южная Корея, Япония, крупнейшие потребители сжиженного газа. И там никто истерик не устраивает, никто не говорит, какой дорогой газ», — резюмировал Фролов.
Декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Елена Телегина заявила РБК, что повышение цен на газ хорошо повлияет на быструю достройку и запуск «Северного потока-2». «Его надо окупать и при такой цене, значит будут дополнительные объемы по хорошей цене. Это инвестиционная привлекательная ситуация для рынка. И сейчас прогнозы по рынку лучше, чем давали все международные агентства в начале года, плюс вы видели, какая экстремальная погода в разных регионах, что требует дополнительной энергии, поэтому спрос на газ вырос», — отметила она.