Финансы, 06 дек, 19:47

В ЦБ ответили на слова Грефа о заходе «за буйки»

Конкуренция подразумевает равные условия для всех участников рынка, если их устанавливают крупные игроки, здоровой конкуренции быть не может, заявили в ЦБ
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Конкуренция подразумевает равные условия и правила игры для всех участников рынка вне зависимости от их размера, в этом контексте универсальный QR-код для оплаты должен стать своего рода стандартом для проведения платежей. Об этом заявили РБК в Центробанке.

Ранее глава «Сбера» Герман Греф раскритиковал действия регулятора на платежном рынке, также он высказывался против идеи о создании единого QR-кода для оплаты покупок. По его мнению, шаги ЦБ по созданию единой системы оплаты по биометрии, а также стремление отрегулировать рынок платежей и внедрять на нем единые решения лишат банк смысла создавать инновации. «Мы же боремся с приближением НАТО к нашим границам, у нас все больше и больше границы регулятора приближаются, заходят за все красные, зеленые (линии. — РБК) и все остальные буйки в части бизнеса», — сказал Греф.

Если «правила игры» устанавливаются игроками, занимающими «львиную долю этого рынка», и в их интересах, то о здоровой конкуренции речь не идет, полагают в ЦБ.

«Универсальный QR-код — это своего рода стандарт проведения платежа. Монополизация такого стандарта на уровне отдельных игроков приведет к серьезным перекосам на рынке. У этих компаний появится возможность диктовать свои условия менее крупным участникам», — отметили в Центробанке.

Решение Национальной системы платежных карт (НСПК) — это QR-код универсальной инфраструктуры, а не узкого круга банков, заявили в ЦБ. «Это как раз та равная и доступная «площадка», которая дает возможность абсолютно всем банкам предоставлять услуги своим клиентам и конкурировать уже на уровне продуктов и сервисов. По такому пути идут многие страны. Мы считаем его правильным», — сообщил РБК регулятор.

НСПК принадлежит Банку России, она занимается развитием биоэквайринга, то есть «оплаты лицом», параллельно со «Сбером». «Как государство занимается инновациями, мы знаем. Вот это, наверное, большая угроза», — высказался 6 декабря Греф.

Ранее он уже грозил перестать внедрять инновации на платежном рынке, если ЦБ создаст единый QR-код для оплаты товаров и услуг. Сейчас на рынке есть два платежных QR-кода: от НСПК и от консорциума банков на базе технологии «Сбера». Однако осенью 2024 года в Госдуму внесли законопроект о создании универсального QR-кода для платежей, который будет работать на технологии НСПК. Документ был разработан с участием регулятора, который выступает за внедрение единого QR-кода, чтобы многочисленные решения на рынке не вызывали путаницы у клиентов.

«Нам сказали: «Монопольный QR со стороны «Сбера». Мы говорим: «Никакой монополии. Окей, давайте». Мы создали альянс с банками, чья доля в эквайринге по оборотам — более 80%. Мы передали туда все права на нашу технологию эквайринга. Мы давным-давно работаем вместе: все банки, партнеры наши — и Альфа-банк, и Т-банк, и Газпромбанк, и так далее, — мы все давным-давно работаем. Мы подключены к этой системе. Нет, тем не менее ссылка на платежный стикер у нас будет монопольной в государстве. Внесен закон на эту тему. Это беспрецедентно... И конечно, это отбивает всякое желание заниматься инновациями. Мы просто ждем, что будет», — комментировал эти события Греф.

По мнению Грефа, «монополии» регулятора на платежном рынке сложно что-то противопоставить. «Очень просто делать бизнес, когда ты монопольный. У тебя в руках, с одной стороны, монопольная инфраструктура, с другой стороны, еще и регулирование. Вот это я вижу угрозой даже не для нас, а для страны в целом», — говорил он.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
НДПИ приносит 38% доходов бюджета. Как добытчикам избежать доначислений
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
562 млн рублей на носках: разбор цепляющей карточки товара с Wildberries