Протесты в Казахстане, 07 янв 2022, 00:00

Финансовые компании рассказали, как работают в Казахстане в условиях ЧП

Компании с российскими корнями, работающие в Казахстане, столкнулись с отсутствием связи с партнерами, закрытием офисов и невозможностью взыскать задолженность по кредитам. Однако они верят в скорую стабилизацию обстановки
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Егиков / ТАСС)

Российские финансовые организации, которые имеют офисы или оказывают услуги в Казахстане, рассказали РБК, с какими проблемами столкнулись из-за массовых протестов, начавшихся 2 января в западных регионах, а к вечеру 4 января распространившихся почти на всю страну. На фоне подавления протестов и введения режима чрезвычайного положения в Казахстане наблюдались перебои с интернетом: карточные оплаты не проходили, магазины принимали только наличные. Люди выстраивались в очереди к банкоматам, но зачастую терминалы переставали работать либо наличные заканчивались. Ряд отделений и банкоматов подверглись нападениям со стороны протестующих.

«Последняя успешная операция зачисления перевода на карту по системе «Золотая корона» в Казахстане прошла 4 января в 23:50, больше зачислений не было. Операции не проходят как напрямую, так и через международные платежные системы. Коммуникации с банками-партнерами и регулятором в Казахстане в данный момент у нас нет», — рассказал председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. Он отметил, что компания пока не останавливает работу системы и не вводит ограничений, так как считает, «что такой подход позволит быстро восстановить нормальное взаимодействие после стабилизации обстановки».

Visa продолжает работать в Казахстане в штатном режиме, сообщили РБК в международной платежной системе. «Мы осведомлены о проблемах с интернет-соединением в стране, что может сказаться на возможности использовать карту при оплате товаров и услуг», указали в Visa, добавив, что поддерживают контакт с банками «для обеспечения необходимой поддержки». Работа всех банков в стране 6 января была приостановлена из-за контртеррористических операций, рисков для сотрудников и перебоев с интернетом, объявил ранее Нацбанк Казахстана. В Mastercard не ответили на запросы РБК.

Система переводов Western Union работает в Казахстане через партнерскую сеть местных банков, и доступность ее услуг в стране зависит от работы банков, сказал РБК ее представитель. «Мы не устанавливали каких-либо ограничений и не приостанавливали услуги в стране. Мы продолжаем следить за ситуацией и тесно работать с нашими партнерами», — добавили в Western Union.

Пятый день протестов в Казахстане. Фоторепортаж
Фотогалерея

Из банковских групп, работающих как в России, так и в Казахстане, РБК ответила только одна. «В данный момент мы не можем сказать точные цифры, так как ущерб, который понес банк, еще полностью не оценен», — сообщили РБК в банке «Хоум Кредит» в Казахстане. «Сейчас главным приоритетом является безопасность наших сотрудников и клиентов. Отделения могут начать работу после стабилизации ситуации в каждом городе отдельно. Онлайн-сервисы банка будут доступны после появления стабильного интернета, о наличии изменений мы обязательно оповестим клиентов», — рассказали там. Представители Сбербанка, ВТБ, российского и казахстанского Альфа-банка (оба входят в «Альфа-Групп») не ответили на вопросы РБК.

Брокер «Фридом Финанс», начинавший работать в Казахстане, а теперь входящий в топ-10 крупнейших российских участников рынка, отправил почти всех сотрудников в Казахстане на удаленку, закрыл все отделения и филиалы, инкассировал все ценности и перевез на склады наиболее дорогие товары, написал в Instagram основатель «Фридом Финанс» Тимур Турлов. «То, что произошло в городе (в Алма-Ате, где живет Турлов. — РБК) за последние сутки, просто невероятно. Масштаб бандитизма, грабежей, мародерства, насилия и вседозволенности просто превысил все вообразимые границы. Можете себе представить настоящую войну в центре одного из самых дружелюбных и безопасных городов Евразии? Я до вчерашнего дня не мог», — указал он.

Генеральный директор МФО «Робокэш.кз» (бренд «Займер») Алмаз Торутаев рассказал, что сейчас офисы компании закрыты, а сотрудники отправлены по домам. «Им рекомендовано находиться в безопасности на период ЧП [чрезвычайного положения] в стране. Выдачи займов приостановлены, взыскание также не функционирует: у населения сейчас нет каналов получения займов и оплаты», — сообщил Торутаев. Он уточнил, что в последние дни объем просроченной задолженности растет, но компания будет подходить к ее взысканию лояльно. «Как только в республике появится стабильный интернет, на улицах станет безопасно, финансовая система страны восстановится», — считают в «Займере».

IDF Eurasia (в России — бренд MoneyMan, в Казахстане — Solva) работает в основном в онлайн-формате, местный персонал работает удаленно, и ему были предоставлены альтернативные средства связи, в том числе стационарные телефоны, учитывая нестабильное подключение к интернету, рассказал представитель компании. «Согласно распоряжению официальных властей, офисы банков и финансовых организаций на данный момент закрыты», — отметил он, подчеркнув, что «речи о том, чтобы сворачивать бизнес, не идет», поскольку компания ждет нормализации ситуации.

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим