Правительство признало вторую по величине авиакомпанию в стране банкротом, 07 окт 2015, 23:44

Банкротство «Трансаэро» ударит по подконтрольному «Ростеху» банку

Банкротство «Трансаэро» может привести к проблемам в подконтрольном «Ростеху» Новикомбанке, который выдал авиакомпании 8 млрд руб. и учитывал этот кредит как работающий и перспективный
Читать в полной версии
(Фото: «РИА Новости»)

РБК удалось ознакомиться со списком долгов авиакомпании «Трансаэро» банкам, который был подготовлен к совещанию в правительстве. Цифры подтвердили источники, близкие к этим банкам. В соответствии со списком самый большой кредит выдал ВТБ — на 12,7 млрд руб., за ним следуют Газпромбанк и Новикомбанк, долг перед которыми составляет по 8 млрд руб. По 7,5 млрд руб. «Трансаэро» должна Промсвязьбанку и Московскому кредитному банку, по 6 млрд руб. — Сбербанку и Россельхозбанку.

При этом у Сбербанка кредит зарезервирован на 100%, сказал РБК топ-менеджер госбанка. Глава ВТБ Андрей Костин ранее говорил, что их кредит выдан под госгарантии, которые покрывают его на 90%. У остальных банков резервы меньше. Например, у Промсвязьбанка кредит зарезервирован на 30%, говорил ранее РБК источник, близкий к банку. У МКБ — на 20%.

А например, у Новикомбанка резервы не созданы вообще, сказал РБК собеседник, знакомый с отчетностью банка на 1 сентября. При этом кредит номинирован в иностранной валюте.

Поскольку договоренностей между «Аэрофлотом», кредиторами и лизингодателями на совещании в правительстве достичь не удалось, в случае банкротства компании под эти кредиты банкам придется создать стопроцентный резерв. Это сильнее всего ударит по Новикомбанку, у которого в этом случае норматив достаточности базового капитала опустится ниже установленного минимума в 5%, а сам резерв составит 20% капитала.

«Если норматив базового капитала опускается ниже минимума, то банк не сможет выдавать новых кредитов до того момента, как норматив будет восстановлен, — сказала РБК начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. — Кроме того, возможно ограничение на прием вкладов».

Перевозка пассажиров «Трансаэро»

Самолеты пригодятся

«Аэрофлоту» могут достаться около 35 самолетов от терпящей бедствие авиакомпании «Трансаэро», заявил 7 октября руководитель Росавиации Александр Нерадько. По его словам, другие перевозчики также могут взять суда «Трансаэро» от лизинговых компаний, сказал чиновник. «Они находились в эксплуатации на условиях лизинга, поэтому лизингодатели готовы передать воздушные суда в случае прекращения операционной деятельности «Трансаэро» другим компаниям. Таким образом, парк «Трансаэро» будет использоваться для перевозки авиапассажиров на внутренних и международных линиях», — сказал Нерадько. Основные лизингодатели «Трансаэро» — «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «Сбербанк-Лизинг».

Без бюджетной поддержки

Глава Росавиации также отметил, что перевозчики, взявшие пассажиров «Трансаэро» — «Аэрофлот», «Сибирь», UTair, — не рассчитывают на поддержку бюджета. «Это решение приняла самостоятельно авиакомпания «Аэрофлот», объявили другие авиакомпании — S7, UTair. Я думаю, что такая авиационная солидарность в этой ситуации присутствует. Я думаю, что авиакомпании с поставленной задачей справятся, мы, конечно, не допустим сбойных очень сложных ситуаций в аэропортах», — сказал Нерадько.

Рейсы отправляются

«Сибирь» (S7) вчера, 7 октября, начала перевозку пассажиров «Трансаэро», сообщила компания. В ближайшие дни S7 повезет пассажиров с билетами на отмененные рейсы «Трансаэро» из Омска, Екатеринбурга и Новосибирска, говорится в сообщении «Сибири». Накануне, 6 октября, перевозить пассажиров отмененных рейсов «Трансаэро» начала и UTair. Основная нагрузка при этом ложится на «Аэрофлот», который с начала сентября осуществляет операционное управление «Трансаэро».

«Учитывая небольшой запас капитала первого уровня у Новикомбанка (6,3% на 1 сентября), банк может быть ограничен в создании дополнительных резервов, однако ожидаемая докапитализация на 3,6 млрд руб должна несколько улучшить ситуацию», — предполагает аналитик Fitch Анна Ерачина.

По данным источника, близкого к Новикомбанку, норматив может быть нарушен даже в случае докапитализации в 3,6 млрд руб., которую в октябре Новикомбанк ожидает от акционера (госкорпорации «Ростех»). В настоящее время госкорпорации принадлежит 34,04% акций банка, ее дочерней организации «Рособоронэкспорту» — еще 23,63%, то есть совокупно 57,67%.

Собеседник РБК добавляет, что избежать нарушения норматива достаточности базового капитала банк сможет, если зарезервирует кредит «Трансаэро» на 60%, и это с учетом ожидаемой от «Ростеха» докапитализации.

В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о предоставлении банкам возможности формировать резервы под кредиты авиакомпании по графикам, согласованным с Банком России, отметила пресс-служба регулятора в ответ на запрос агентства ТАСС. График — своего рода льгота, которая позволяет банкам формировать резервы по проблемным кредитам не единовременно, как установлено правилами, а постепенно.

Как ранее писал РБК, ЦБ планирует определиться с графиком до конца этой недели. Кредиторы уже направили письма в ЦБ по его запросу с указанием размера кредитов, объема резервов по ним и описанием залогов. Регулятор при этом намерен сделать график единым для всех кредиторов, независимо от суммы задолженности перед ними авиакомпании и размера уже сформированных резервов, указывают собеседники РБК. Они уточнили, что тем самым ЦБ не хочет выделять банки, которые особо пострадают от банкротства «Трансаэро».

Все упомянутые в списке банки отказались комментировать тему «Трансаэро».

Кредиторы, среди которых МКБ, «Международный финансовый клуб» (МФК), Абсолют Банк, Новикомбанк, продолжают бороться за спасение «Трансаэро», предлагая различные варианты, например конвертировать часть долга в капитал банков, списать часть задолженности или передать авиакомпанию в управление консорциуму банков.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России