Финансы, 07 дек 2015, 19:53

«Период охлаждения»: ЦБ РФ даст избавиться от навязанной банком страховки

Потребители смогут отказаться от навязанной страховки — ЦБ вводит для этого специальный пятидневный период. Эксперты одобряют идею регулятора, но отмечают, что необходимости внимательно читать договор это не отменяет
Читать в полной версии

Банк России вводит «период охлаждения» — срок, в течение которого гражданин сможет расторгнуть договор добровольного страхования. Об этом сообщается 7 декабря на сайте регулятора.

«Период охлаждения» будет составлять не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок). Отсчет времени будет идти со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

При отказе от страховки в этот период страховая компания будет обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик будет вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора.

Новые правила коснутся практически всех популярных видов страхования. В этот перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, ДМС, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.

Проблема с навязанными страховками, по данным ЦБ, обострилась несколько лет назад, в период бума потребительского кредитования. Тогда при заключении договора о займе граждане нередко даже не знали, что одновременно получают страховку, ее стоимость при этом включалась в сумму кредита. В других случаях приобретение страховки становилось обязательным условием заключения кредитного договора.

Не менее острая ситуация сложилась на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности, особенно в 2014 году и в первой половине 2015 года, говорится в сообщении регулятора. Во многих регионах автовладельцы могли купить полис ОСАГО только вместе со страховкой от несчастного случая, страхования имущества и т.д.

По закону банки не могут ставить условием оказания одной услуги приобретение другой. За навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. В то же время сейчас доказать, что банки действительно навязывают свои услуги, потребителю сложно, говорит директор департамента страхового рынка Игорь Жук. ​Введение «периода охлаждения», по его мнению, позволит гражданам отказаться от навязанной услуги без прохождения специальной административной или судебной процедуры.

Сейчас указание Банка России находится на регистрации в Министерстве юстиции. После вступления документа в силу страховые компании будут обязаны в течение 90 дней привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам в соответствие с его требованиями.

По данным Финпотребсоюза, сейчас примерно половина всех жалоб на банки касается навязывания страхования — как правило, речь идет о страховании жизни и здоровья. Сумма ненужной потребителю страховки составляет от 10 до 30% от размера кредита, говорит руководитель Финпотребсоюза Игорь Костиков. Комиссия банков для самих страховых компаний, по данным ФАС, при этом может составлять до 80% от суммы тарифа. «Поскольку из уплаченных за полис денег большая часть возвращается в банк, то страховка, как правило, оказывается сильно урезанной, что часто не позволяет заемщику получить нормальное возмещение при страховом случае», — отметил эксперт.

Доказать факт навязывания услуг клиенту банка при этом сложно, указал Костиков. Введение «периода охлаждения», по его словам, поможет решить эту проблему заемщикам.

В «Росконтроле» к идее регулятора относятся более скептически. «Мы же понимаем, что мне банк как потребителю не будет объяснять ничего про эти 5 дней, он будет действовать по-старому, прикрываясь тем, что у меня в течение какого-то срока была возможность от чего-то отказаться», — пояснил сопредседатель союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.

Проблему с навязыванием страховок, по его мнению, можно решить только с помощью крупных штрафов для финансовых институтов. «Можно сделать «линейку» штрафов, от 100-150 тыс. руб. до 1 млн руб. в зависимости от крупности банка», — указал эксперт. Самим потребителям, по его словам, следует быть осторожнее: внимательно читать договор, знакомиться с каждым платежом. «Если где-то в примечаниях к платежу есть третья-четвертая строчка мелким шрифтом, сразу насторожиться— как правило, это навязанная услуга», — считает Борисов.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ