Финансы, 07 дек 2021, 16:25

Госдума утвердила основные параметры новой антиотмывочной платформы ЦБ

Законопроект, позволяющий Банку России участвовать в оценке причастности бизнеса к обналичиванию или отмыванию, принят во втором чтении. Проект обсуждался с рынком почти два года, но так и не получил полного одобрения
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволит Банку России внедрить на рынке новую антиотмывочную платформу «Знай своего клиента» (ЗСК). Она предполагает разделение банковских клиентов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) на группы риска по степени их причастности к проведению сомнительных операций и непосредственное участие ЦБ в присвоении таких оценок.

Новый подход к применению принципов основного «антиотмывочного» закона, 115-ФЗ, регулятор раньше сравнивал со светофором: клиенты из «красной» зоны будут жестко ограничены в возможности проводить операции и обслуживаться в банках, а «зеленые» юрлица и ИП получат меньше контроля со стороны кредитных организаций.

ЦБ объявил о желании участвовать в проверке благонадежности банковских клиентов осенью 2019 года. Законопроект о платформе ЗСК был внесен в ноябре прошлого года, но вскоре документ отозвали из Госдумы из-за критики банков. Новый проект, внесенный в феврале, тоже был воспринят рынком неоднозначно — кредитные организации указывали на его недостатки даже после принятия в первом чтении.

Как это должно работать в теории

ЦБ будет оценивать риски совершения банковскими клиентами подозрительных операций и относить их к одной из трех категорий: группе высокой степени риска, средней и низкой. Регулятор будет это делать на основе собственных данных, а коммерческие банки — руководствоваться присвоенной оценкой в работе с клиентами или пользоваться ей в качестве дополнительной.

  • Юрлица и ИП из «красной», или высокорисковой, группы фактически будут отрезаны от банковского обслуживания: банки смогут отказывать им в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их. Кроме того, банки, использующие оценку ЦБ, не должны будут проводить транзакции таких клиентов по списанию, переводам или уменьшению остатка средств на счете, выдавать или переводить деньги на другой счет при расторжении договора. Им будут доступен только ограниченный круг операций «для обеспечения жизнедеятельности» и расчетов с госорганами, кредиторами или работниками, писал РБК.
  • «Желтые» клиенты, попавшие в группу среднего риска, тоже смогут столкнуться с отказами кредитных организаций в проведении операций, но крайние меры — полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств — применяться не будут. Речь идет о случаях, когда банк опирается на оценку, присвоенную клиенту регулятором.
  • Для низкорисковых компаний и предпринимателей должны быть созданы «условия для беспрепятственного проведения финансовых операций», говорится в законопроекте. Банки не вправе будут отказывать таким клиентам в проведении транзакций, если вторая сторона перевода — тоже клиент с низким уровнем риска. Но если у кредитной организации возникнут подозрения к операциям таких клиентов, они получат возможность остановить операцию, понизив степень риска компании или ИП.

Критерии, по которым банковские клиенты будут распределяться на группы риска, будет определять Банк России по согласованию с Росфинмониторингом. Как следует из проекта поправок, ЦБ вправе раскрывать их на своем сайте. Это планируется, но список критериев будет не всеобъемлющим, говорил РБК директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.

«Детальные критерии, они не могут быть публичными, потому что в этом случае наша работа будет бессмысленной. А некие реперные, ключевые позиции, они, естественно, будут публичными для того, чтобы клиенты банков понимали, куда не следует двигаться, чтобы не попасть в «красную» зону», — пояснял он.

Практическая реализация

Банк России уже проводит опытную эксплуатацию сервиса на реальных данных, сообщал Ясинский. В декабре «светофор» начнут тестировать около 30 банков.

«Сформулированы порядка 250 моделей рискованного поведения клиента. Мы идем двумя потоками: первый поток — это скоринговый метод, второй поток — это использование алгоритмов машинного обучения. При этом исходя из того, что в любом случае на финальном этапе будет проводиться тонкая экспертная «очистка» со стороны конкретных аналитиков, которые будут работать с полученной на базе платформы информацией», — пояснял механизм глава департамента ЦБ.

По задумке регулятора, полноценный запуск платформы состоится 1 июля 2022 года. Банк России также рассматривает возможность распространения нового подхода оценки антиотмывочных рисков на клиентов-физлиц. Сейчас в законопроект не распространяется на граждан.

Расширение функционала платформы ЗСК возможно через год-полтора после ее запуска, пояснял Ясинский. «Нужно понимать, что физическое лицо — это уже более тонкая категория, чем юридические лица и индивидуальные предприниматели, хотя последние тоже являются физическими лицами», — пояснял он.

Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива