Финансы, 08 авг 2016, 22:05

Билет на высокодоходный рынок: зачем МКБ купил банк из седьмой сотни

Московский кредитный банк (МКБ) купил небольшой СКС Банк, чтобы создать на его базе инвестиционный бизнес. Выйти в новый сегмент кредитная организация планирует за счет активной работы на рынке облигаций
Читать в полной версии
(Фото: Павел Смертин/ТАСС)

8 августа Московский кредитный банк (МКБ) (11-е место, по данным «Банки.ру») объявил о завершении сделки по приобретению банка «Сберегательно-кредитный сервис» (СКС Банк, 622-е место) для развития на его платформе инвестиционного банкинга. Банк был приобретен у группы инвесторов, включая банкира Игоря Кима.

«Мы планируем начать с организации размещений облигационных выпусков в 2016 году, — сказал РБК председатель правления банка Владимир Чубарь. — Будем работать как с крупными корпоративными клиентами банка, так и с внешними клиентами. Окончательно выйти на рынок планируем в первой половине 2017 года». Как уточнили в пресс-службе банка, сейчас в качестве главы нового направления рассматриваются как кандидаты из МКБ, так и новые менеджеры.

Запуск инвестиционного банка — достаточно длительный процесс, только один год уходит на настройку операционных процессов и IT-платформы, говорит глава департамента финансовых рынков Промсвязьбанка Дмитрий Иванов. Однако, по его мнению, главный вызов — это поиск клиентов после запуска услуг инвестиционного банка. Иванов напоминает, что практически все крупные частные банки пытались запустить инвестиционный банк, однако в полноценном виде это удалось сделать немногим.

По словам руководителя отдела управления активами «Национальной управляющей компании» Андрея Вальехо-Романа, развитие полноценного инвестиционного бизнеса требует больших финансовых затрат, что под силу зачастую лишь крупнейшим банкам.

Заместитель председателя правления, глава корпоративно-инвестиционного блока Совкомбанка Михаил Автухов добавляет, что создание инвестбизнеса — довольно сложная и амбициозная задача, потому что конкуренция на рынке сейчас очень жесткая, а маржинальность низкая. Между тем доходы от инвестбизнеса у банков в последнее время растут. Так, согласно обзору Reuters, в первом полугодии 2016 года инвестбанки в России заработали на 53% больше по сравнению с прошлым годом, объем комиссионных вознаграждений за инвестиционно-банковскую деятельность в России за этот период составил $128,3 млн. Лидером среди инвестиционных банков по выплатам, по оценкам Reuters, стал Sberbank CIB.

Как подчеркивает Михаил Автухов, сильных кадров и тем более целых команд с глубоким пониманием специфики работы частного банка и успешным опытом конкуренции с госбанками или международными брендами практически нет. «С другой стороны, решения, которые идут вразрез с конъюнктурой рынка, могут означать внедрение и формирование новых трендов», — заключил он. Аналитик S&P Екатерина Толстова добавляет, что на фоне сжимающейся маржинальности бизнеса банков развитие инвестиционного бизнеса может быть одним из дополнительных источников дохода для МКБ. «Какой же будет нагрузка на капитал МКБ, покажут темпы развития инвестиционного бизнеса. На текущий момент капитал СКС Банка составляет менее 1% капитала МКБ», — говорит Толстова.

Еще одной из причин интереса МКБ к развитию инвестнаправления может быть наличие ОФЗ в капитале, привлеченных год назад. Получатели этого инструмента господдержки должны ежемесячно наращивать портфель ссуд реальному сектору. Как напоминает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев, сейчас для банков привлекательны вложения в облигации на фоне падения темпов кредитования. «Тем более у МКБ много крупных корпоративных клиентов, чьи облигационные выпуски он мог бы сопровождать», — отмечает он.

Чистая прибыль МКБ по МСФО за первый квартал 2016 года составила 1,7 млрд руб. При этом совокупный кредитный портфель до вычета резервов за первые три месяца года увеличился всего на 0,6%.

Выкуп за 1 руб. Какие кейсы с опционами в России доходят до судов
Миллионы покупательниц: почему рекламодатели забыли про женщин 45+
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падает
Замедление YouTube обрушило траты рекламщиков на него в России на треть
Триггерный маркетинг «как из Pinterest» — когда это работает
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегию
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов