Финансы, 09 авг 2019, 13:46

ЦБ сообщил о созданной банками валютной подушке на $19 млрд

Банки к середине года сформировали запасы валюты почти на $19 млрд, сообщил ЦБ. Они смогут использовать их при росте волатильности на финансовых рынках
Читать в полной версии
Фото: Guadalupe Pardo / Reuters

Буфер валютной ликвидности банковского сектора на 1 июля 2019 года достиг $18,7 млрд — это сопоставимо с максимумами, которые наблюдались в прошлые годы, обращает внимание ЦБ в «Обзоре рисков финансовых рынков». ЦБ оценивает буфер валютной ликвидности как разницу между  валютными средствами организаций на счетах в банках и средствами банков на депозитных и корсчетах в банках-нерезидентах.

С 2016 года иностранные активы и пассивы в банках постепенно сокращались, отмечается в документе: в 2017–2018 годах — на 5,6% и на 15% соответственно. И хотя иностранные пассивы снижались быстрее, расхождение между ними и иностранными активами не превышало $80 млрд. Однако в первом полугодии 2019 года банки значительно увеличили размещения средств нерезидентам в иностранной валюте, выйдя на границы стандартной сезонности, пишет ЦБ. На 1 июля 2019 года активы в иностранной валюте выросли на 16,9% в годовом выражении, а пассивы сократились на 19,8%. Расхождение между ними за полгода, таким образом, увеличилось на $24 млрд, до $107 млрд. Например, валютные вклады физлиц выросли на $8,1 млрд, а остатки средств компаний в валюте — на $3,6 млрд.

Совокупные активы банков в иностранной валюте за полугодие увеличились на $11,6 млрд, что было обусловлено ростом иностранных активов на $18,1 млрд, пишет ЦБ. В их структуре на 1 июля более четверти (26,4%) составляли кредиты компаниям-нерезидентам на срок более трех лет, еще 18,1% — кредиты банкам-нерезидентам, 15,6% — остатки на корсчетах в банках-нерезидентах.

«На фоне роста ликвидной части иностранных активов в иностранной валюте увеличился буфер ликвидности банковского сектора, который на 1 июля 2019 года достиг $18,7. Такой уровень буфера валютной ликвидности сопоставим с максимальными значениями, наблюдавшимися в прошлые годы», — отмечает ЦБ. Банки сформировали «подушку валютной ликвидности, которая может быть использована в случае роста волатильности на финансовых рынках».

Дедолларизация не мешает

На резкий рост запаса валютной ликвидности у банков в июне ранее обращал внимание аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: он вырос на $3,7 млрд, несмотря на отток валютных средств на $8 млрд со счетов юрлиц и отток $6,6 млрд по кредитно-депозитным операциям физлиц. Обязательства в валюте у банков сократились, а ликвидные валютные активы — нет, отмечал аналитик, тогда как в прошлом году июньский отток средств со счетов компаний сопровождался падением запаса валютной ликвидности.

Такая рассинхронизация может быть связана с тем, что отдельные банки привлекают рублевые средства через валютные свопы с некредитными организациями, возможно с крупными экспортерами, предполагал аналитик. Крупные банки, с одной стороны, проводят дедолларизацию, а с другой — не сокращают открытую валютную позицию даже в ущерб процентной марже — возможно, потому что ожидают во втором полугодии либо сезонного ослабления рубля, либо сезонного усиления оттока средств с клиентских счетов.

Банки давно запасались валютной ликвидностью, а сейчас могли докупить ее, чтобы сохранить запас, несмотря на оттоки, комментировал старший директор Fitch Александр Данилов, к тому же часть «оттоков» валютных вкладов на самом деле могла быть конвертацией их в рубли.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Почему компании получают неоправданно низкую оценку при выходе на IPO
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни