Масштабный сбой депозитария России произошел из-за разрыва кабеля
Работа части сервисов Национального расчетного депозитария (НРД), центрального депозитария России для биржевых и внебиржевых расчетов, приостанавливалась в первой половине дня 10 мая, сообщил депозитарий на своем сайте. Из-за этих неполадок для клиентов НРД были недоступны каналы связи международной межбанковской системы передачи информации SWIFT, а также депозитарные сервисы.
Как пояснила РБК пресс-служба НРД, каналы связи были повреждены во время строительных работ в Москве. Не работали каналы, обеспечивающие информационный обмен между офисом и одним из центров обработки данных НРД, указал представитель пресс-службы. Однако вскоре система, обеспечивающая работу сервисов SWIFT, была переведена на резервные площадки, что помогло оперативно восстановить работу, утверждают в пресс-службе НРД.
В пресс-службе Банка России уточнили, что регулятор проинформирован о техническом сбое в НРД. «По предварительной информации, причина сбоя — повреждение каналов связи. Банк России ожидает получения дополнительной информации от НРД для установления обстоятельств сбоя, а также о мерах, принятых для его устранения», — сказал представитель пресс-службы.
Национальный расчетный депозитарий входит в группу Московской биржи. НРД имеет статус центрального депозитария России и проводит все биржевые расчеты и большую часть внебиржевых. Объем ценных бумаг на хранении на 31 января 2016 года составил 36,6 трлн руб.
Крупнейший сбой
Сбой начался в 11:30 по московскому времени. Как уточнил представитель НРД, техническое восстановление SWIFT длилось час, а восстановление работы депозитарных сервисов — два часа. В 13:50 мск депозитарий сообщил о восстановлении каналов связи SWIFT, а в 14:40 — о восстановлении работы остальных сервисов.
Источник, знакомый с ситуацией, добавил, что разрыв кабеля произошел в нескольких километрах от офиса НРД. «Одна из площадок работы НРД пока полностью не восстановлена, работает на резервных ресурсах», — отметил собеседник издания.
Источник в одном из крупных банков — клиентов НРД сообщил РБК, что небольшие сбои, связанные, в частности, с обновлением программного обеспечения, происходят в депозитарии раз в неделю, однако сбой 10 мая — крупнейший в истории. «НРД достаточно серьезно относится к непрерывности ведения бизнеса. Они часто проводят стресс-тесты для своих систем, и, насколько я знаю, им до сих пор удавалось соблюдать стандарты», — говорит топ-менеджер одного из банков, входящих в топ-15 по объему активов.
Кого коснулось прерывание систем?
По оценкам экспертов, недоступность каналов связи SWIFT могли ощутить около 40–50 организаций. Как уточнил РБК источник, знакомый с ситуацией, вряд ли это крупные банки, которые обычно обслуживаются в SWIFT без посредника.
На сайте SWIFT указано, что вообще клиенты могут получать доступ к SWIFT тремя способами. Первый — это самостоятельное подключение при покупке интерфейса, второй — это подключение к «облаку» SWIFT и третий — это коллективный доступ. Коллективный доступ в России предоставляют пять компаний, среди которых помимо НРД «Интегратор ИТ», БФК, «Алльянс Факторс» и Bellwood Systems, уточнил собеседников РБК в одном из депозитариев.
То, что сбой был в первой половине дня и длился до трех часов, позволило избежать финансовых последствий и обернулось лишь временной приостановкой операций на указанный срок с другими участниками рынка, указывают эксперты. «В данной ситуации показательно, что непрерывность деятельности НРД может встать на столь длительное время. Если бы она длилась дольше, до пяти-восьми часов, или сбой произошел во второй половине дня, то финансовых последствий было бы не избежать», — уточнил руководитель депозитария крупного банка.
При этом источник, близкий к депозитариям, рассказал РБК, что SWIFT регулярно проводит аудит поставщиков связи и НРД среди российских депозитариев получает высшие оценки.
Акцент на бесперебойность
В середине февраля этого года НРД сообщал о получении оценки соответствия принципам инфраструктур финансового рынка (CPMI—IOSCO). Кроме того, НРД на регулярной основе проводит оценку соответствия своей деятельности требованиям и рекомендациям, изложенным в данных принципах, а также раскрывает результаты на своем сайте. Последняя такая оценка присваивалась в начале этого года и зафиксировала положительную динамику соответствия НРД трем принципам: «денежные расчеты», «депозитарный и инвестиционный риск» и «многоуровневая структура участия». Из 24 принципов для инфраструктур финансового рынка 14 НРД соблюдает в полной мере, шесть — в целом, четыре принципа к деятельности НРД не применимы, говорилось тогда в отчете.
О том, что бесперебойность работы НРД — одна из наиболее важных задач менеджмента, говорится и на сайте организации. Такой сбой может замедлить расчеты по внебиржевым сделкам, но в остальном влияния на клиентов нет, говорит собеседник РБК. «Если бы отключение произошло в конце дня, то это бы затруднило международные операции, но НРД удалось устранить неполадки днем», — отмечает собеседник.
До этого c частыми сбоями сталкивалась головная организация НРД — Московская биржа. В 2015 году по техническим причинам торги приостанавливались более 10 раз. Большая часть сбоев происходила из-за ошибки в клиринговом модуле, говорил тогда управляющий директор биржи по IT Сергей Поляков.