Финансы, 10 окт 2019, 18:02

ЦБ разработает законопроект для борьбы с подменой номеров мошенниками

Власти возвращаются к идее законодательного регулирования проблемы с подменой номеров мошенниками. Сейчас не все операторы готовы их блокировать, заявили в Центробанке
Читать в полной версии
(Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости)

Банк России внесет предложения по изменению закона «О связи», чтобы сделать невозможной подмену номера, рассказал журналистам на форуме «Финополис» первый замдиректора департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев.

«Есть ряд операторов, которые отказываются блокировать [номера мошенников] вообще, причем, как правило, это операторы Московского региона. Именно поэтому мы, очевидно, будем инициировать дополнительные изменения в закон «О связи», — сказал Сычев.

По его словам, у операторов связи должны быть определенные обязанности по регулированию обмена трафиком. «Должны быть урегулированы правила прохождения сигнала между IP-сетями и обычной телефонией», — объяснил Сычев.

За период с июля 2018 года по июль 2019 года специалисты ЦБ направили на блокировку почти 5 тыс. номеров, с которых совершались мошеннические звонки, говорилось в докладе Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) ЦБ. Мошенники чаще всего звонят с городских номеров, в том числе подменных. За последний год ЦБ заблокировал почти 5 тыс. номеров, с которых совершались атаки на пользователей, — это в 39 раз больше, чем за тот же период прошлого года.

«Проблема есть, ее фиксируем не только мы, но и операторы. Операторы говорят: у нас никаких правил нет, мы ничего делать не должны и ничего делать не будем. Если так, значит, надо, чтобы правила появились», — заключил Сычев. Тем не менее он не рассчитывает на быстрое продвижение возможного законопроекта.

Идея введения запрета на подмену номеров при международных и междугородних звонках обсуждалась еще в 2014–2015 годах, с этим предложением выступала Минкомсвязь. Правда, четыре года назад проблема имела другой контекст: подмена номеров использовалась для того, чтобы экономить на звонках между городами и за рубеж.

Минкомсвязь поддерживает инициативу ЦБ, сообщил РБК представитель министерства. Эта проблема касается не только мошеннических звонков, но и, например, сообщений о готовящихся терактах. «Фродом для зарабатывания денег порой занимаются даже мелкие недобросовестные операторы связи, подменяя международные и междугородние вызовы на местные», — заметил он.

В обсуждении законопроекта участвует «МегаФон», сказал его представитель Юрий Нихайчук. «Компания проводит тщательную проверку по каждому обращению с подозрением на мошенничество. Если мошенничество подтверждается — осуществляется блокировка, если нет — номер не блокируется», — пояснил он. В июне—августе 2019 года «МегаФону» поступили жалобы от банков и ЦБ на 2269 номеров, 900 из которых в итоге было заблокировано.

ЦБ зря обвиняет операторов, говорит источник в одном из крупных сотовых операторов: по закону они не могут останавливать обслуживание номеров по обращению регулятора или банков, а могут лишь заблокировать финансовые операции по мошенническим номерам. Отказ операторов блокировать подмененные номера связан с технической невозможностью установить номера мошенников в ряде случаев. «ЦБ и банки в своих обращениях дают сотовым операторам номера ненастоящих контакт-центров, а не исходные номера, которые используют мошенники. Вызовы с подменой номеров маршрутизируются сразу через несколько провайдеров, часть из них и вовсе идут из-за границы», — объяснил он.

Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис