Финансы, 11 фев 2015, 19:26

ЦБ поддержал ужесточение штрафов для банков за обман в рекламе

Штрафы за нарушения в рекламе финансовых услуг могут увеличить, определив их размер в зависимости от вида бизнеса – банковского, микрофинансового или страхового. Такое предложение выдвинула ФАС и поддержал Банк России
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержали законопроект об ужесточении наказания за нарушения в сфере рекламы финансовых услуг. Проект (поправки в Кодекс об административных правонарушениях) разработан депутатом Виктором Климовым и касается рекламы услуг банков, микрофинансовых, страховых и других финансовых компаний. 11 февраля он был рассмотрен конституционным комитетом Госдумы.

Климов предлагает правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг выделить в специальный состав. «Людей, заманивая льготными кредитами, банки и микрофинансовые организации [МФО] подсаживают на кредитную иглу. Это происходит повсеместно. Поэтому эта проблема требует особого внимания», – сказал РБК Климов.

Он настаивает на существенном увеличении размера штрафов. «По стати​​​стике ФАС, средний размер штрафа за 2013 год составил 113 тыс. руб. Эта сумма в сравнении с многомиллионными рекламными бюджетами банков выглядит смешно. Задача –​​ сделать штрафные санкции более ощутимыми, чтобы снизить число правонарушений», –​​ пояснил он.

Климов предлагает поднять минимальную планку штрафов с нынешних 100 тыс. до 300 тыс. руб., а максимальную –​​ с 500 тыс. до 1 млн руб.

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина поддержала проект, при этом настаивая на том, что требуется разграничить размеры штрафов в зависимости от вида финансового бизнеса. Например, МФО многомиллионные штрафы, по ее мнению, могут грозить разорением. Зампред ЦБ Александр Торшин также поддержал законопроект.

Данный проект уже рассматривался конституционным комитетом Госдумы в январе этого года, но был отложен из-за позиции председателя комитета Владимира Плигина. Он сомневался в необходимости повышения штрафов для банков в нынешней экономической ситуации. «Законопроект был внесен осенью прошлого года, и ситуация была иной. Теперь высокие штрафы лишь повредят кредитным организациям», –​​ высказывал ранее свои опасения Плигин.


Как финансовые организации нарушают закон о рекламе

Неполные сведения

Банки не указывают все условия получения продукта или услуги на рекламных плакатах. В результате процентная ставка по вкладам или кредитам существенно отличается от той, что указывается в рекламе. За такие нарушения в 2014 году ФАС оштрафовала Связь-банк.

СМС-рассылки

Кредитные организации распространяют СМС-рекламу услуг или продуктов, как правило кредитов, на сотовые телефоны граждан без их предварительного согласия. В таких нарушениях антимонопольная служба уличила в 2014 году ХКФ Банк и банк «Нано-Финанс».

Рассылка рекламы по e-mail

За распространение электронных писем с рекламой от финансовых организаций также без предварительного согласия потребителя ФАС в 2013 году оштрафовала Райффайзенбанк, в 2014 году – компанию QIWI.

Подмена наименования или стиля финансовой компании

Одна финансовая компания в рекламе своего продукта выдает себя за другую или использует логотип и фирменный стиль другой компании. Например, финансовая компания «Авин Групп» в 2014 году рекламировала в эфире радиостанций «Спорт FM» и «Ретро FM» вклады со ставками 33% годовых, называя себя финансовой компанией «Авангард». Банк «Авангард» обратился в ФАС с жалобой на эту рекламу.

Скрытие компании, рекламирующей услуги

В этом случае в рекламе не указывается название компании, которая предоставляет финансовую услугу. К примеру, в начале прошлого года радиостанции «Юмор ФМ» и «Авторадио» распространяли рекламу услуг МММ без указания имени лица, оказывающего эти услуги. За это ФАС штрафовала Вещательную корпорацию «Проф-Медиа» как распространителя рекламы.


По данным ФАС, нарушения, связанные с рекламой финансовых услуг, составляют около четверти всех нарушений в сфере рекламы. Так, финансовые компании вводят в заблуждение своих потенциальных клиентов за счет того, что прописывают условия по своим продуктам мелким шрифтом. Например, в ноябре прошлого года ФАС оштрафовала на 100 тыс. руб. Связь-банк за то, что тот указывал неполную информацию по вкладам «Чемпион» и «Чемпион Плюс», а в итоге эффективная процентная ставка по вкладу в отделении была ниже, чем указанная в рекламе. ХКФ Банк антимонопольное ведомство также оштрафовало на 100 тыс. руб. за распространение СМС-рекламы финансовых услуг без согласия абонента на ее получение.

Руководитель группы финансовой практики «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова считает, что бороться с недобросовестной рекламой необходимо, но лишь увеличение штрафов не панацея. «Увеличение штрафов сможет снизить число нарушений, но искоренить их полностью не сможет. Для этого нужен комплекс мер. В частности, более точно определить, что именно является ненадлежащей рекламой», –​​ пояснила она.

В свою очередь, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов повышение штрафов не приветствует. «Наша оценка данного законопроекта скорее негативная, –​​ говорит он. –​​ Фактически увеличение штрафа – это полумера, которая повлечет только раскачивание финансового рынка в целом и рынка МФО в частности». На взгляд Бахвалова, без четкого определения критериев допустимости рекламы, ее содержания и методов распространения данная норма не может считаться логически завершенной. Это требует дополнительного изменения закона «О рекламе».

В эффективности проекта сомневается также глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Она, как и Лидия Горшкова, считает, что надо сначала разобраться с понятием недобросовестной рекламы. К тому же надо понять, как именно финансовые организации вводят потребителя в заблуждение, а уже затем вводить меры наказания. «Точно так же и магазины можно штрафовать за недобросовестную рекламу, когда они заманивают покупателей скидкой в 50%. Простое увеличение штрафов ляжет на плечи клиентов, увеличит стоимость кредитов и снизит стоимость депозитов», –​​ заключила Наталья Бурыкина.

Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику