Финансы, 12 янв 2016, 01:50

Напрасные траты: почему на Новый год нужно было дарить деньги

Среднестатистический россиянин потратил на подарки к праздникам 6,5 тыс. руб. Однако большая часть получателей не оценили старания, свидетельствуют данные экономистов. Что дарить в следующем году?
Читать в полной версии
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

По данным исследовательского холдинга «Ромир», россияне собирались потратить на подарки к прошедшим праздникам в среднем 6,5 тыс. руб. — в эту сумму входят подарки для шести человек. Самыми популярными предновогодними покупками стали бытовая техника и электроника, ювелирные украшения и бижутерия, товары для дома, косметика, книги и детские товары, выяснили аналитики сервиса «Яндекс.Деньги».

В этом исследовании учитывались данные об оплате через платежное решение «Яндекс.Касса», с помощью которого платежи принимают около 75 тыс. интернет-магазинов и сервисов. При этом многие россияне решили купить праздничные подарки в кредит: в декабре оборот платежей по займам по сравнению с ноябрем вырос на треть, а в годовом выражении — почти в пять раз. Однако с экономической точки зрения праздничные хлопоты были напрасны.

Вредные подарки

Экономист Шон Снейт из Университета Центральной Флориды утверждает, что подарки на Новый год и Рождество — это совершенно неэффективное размещение ресурсов. Покупая подарки, люди тратят деньги на товары, которые редко отражают потребности или желания людей, которым их дарят, объясняет экономист. А профессор Йельского университета Джоэль Вальдфогель и вовсе считает, что новогодние подарки приносят экономике вред. В своем исследовании, опубликованном в 1993 году, он доказал, что они сводят на нет положительное влияние на экономику от роста потребительских расходов, поскольку подарки покупают не те люди, которые будут их конечными потребителями. В итоге для экономики в целом новогодние траты становятся «мертвым грузом».

Работает это следующим образом. Когда человек получает подарок, он определяет его ценность для себя. Возможен случай, когда, по мнению получателя, подарок стоит гораздо больше, чем на самом деле заплатил даритель. В этом случае подарок не превратится в «мертвый груз». Но чаще возникает иная ситуация: человек оценивает стоимость подарка ниже его реальной стоимости, что и приводит к экономическим потерям.

Вальдфогель подтвердил эту теорию с помощью необычного эксперимента. Он попросил 86 студентов старших курсов, изучавших микроэкономику, оценить, сколько, по их мнению, стоили полученные подарки на Рождество и сколько они готовы были за них заплатить. Студенты получили подарки на сумму $438, но, по их мнению, они бы за них заплатили не больше $313. То есть оценочная стоимость подарков составила лишь 71% от их реальной стоимости. Если же исключить из исследования подарки наличными, то потери составили более трети.

Свою теорию Вальдфогель развивал в книге «Почему мы не должны покупать подарки на праздники», опубликованной в 2009 году. В ней он посчитал, что в мире экономические потери от подарков составляют порядка $25 млрд в год.

В 2009 году экономисты из Университета Ниагары опубликовали доклад, в котором усовершенствовали метод Вальдфогель. В него они включили рыночные оценки цен на подарки, а также различные подарочные карты. В основе исследования оказались все те же опросы студентов. Согласно этому исследованию, «мертвый груз» подарков составляет примерно 7% их стоимости. Подарочные карты оказались еще более неэффективными. Причины в том, что часто карты дарят на покупку в конкретном магазине, который не очень интересен получающему сертификат. По оценкам Вальдфогеля, примерно 10% карточек никогда не обналичиваются.

Что дарить

Экономисты, опрошенные The Wall Street Journal, объясняют, что люди продолжают дарить подарки из-за традиций и эмоций, связанных с ними. Даже многие из тех, кто доказывает неэффективность подарков, продолжают их дарить. Это касается и Вальдфогеля, который в ряде интервью признавался, что до конца от этой привычки он так и не отказался.

Вальдфогель отмечает, что в ходе его исследования самые неэффективные подарки участники получали от родственников. Лидерами по неэффективным подаркам стали бабушки и дедушки, а затем идут тети и дяди. Родители, а также братья и сестры обычно дарят более подходящие подарки. Согласно расчетам Вальдфогеля, эффективность подарков также зависит от их стоимости. Дешевые и слишком дорогие подарки не очень эффективны. А вот разрыв между реальной стоимостью и полезностью был наименьшим в средней ценовой категории — $51–100. Наименее эффективными оказались подарки за $25–50.

Согласно рейтингу, составленному на основе исследования экономистов из Университета Ниагары, самым худшим подарком стали домашние животные — обычно их оценивают лишь в 67% их рыночной стоимости. В список плохих подарков также вошли инструменты, аксессуары, книги, музыкальные инструменты, кухонные принадлежности и одежда.

Если вы совсем не можете отказаться от подарка на Новый год, экономисты советуют дарить деньги. По мнению Снейта из Университета Центральной Флориды, деньги являются лучшим новогодним подарком, так как это — прямой способ передачи доходов и повышения потребления. Помимо наличных эффективным подарком можно назвать различные финансовые активы. Главный экономист Национальной ассоциации промышленников США Чад Мутрей как-то на Новый год подарил своей жене акции компании по добыче алмазов, приводит историю The Wall Street Journal. Он пояснил, что этот подарок экономически эффективен: это ликвидный актив, стоимость акций росла, а сама жена любила бриллианты.

Кроме этого, согласно данным экономистов Университета Ниагары, самыми эффективными подарками являются путешествия: их обычно оценивают на 58% выше их реальной стоимости. Также в число эффективных подарков вошли билеты, компьютеры, элементы декора, ювелирные украшения и услуги.

Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»