Финансы, 12 мар 2020, 05:00

Visa позволит клиентам банков удалять данные карт со сторонних сайтов

Это должно помочь отслеживать автосписания и предотвращать утечки информации
Держатели карт Visa смогут получить доступ к списку сайтов в интернете, где они оставили данные своих карт, и возможность при необходимости их удалять. Новый сервис призван решить проблемы с незапланированными платежами и утечками
Читать в полной версии
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Платежная система Visa планирует запустить в России сервис, который позволит банковским клиентам отслеживать список интернет-ресурсов, где они оставили данные своей карты, и управлять этими подписками. Об этом РБК рассказали три источника на платежном рынке.

Сервис предназначен только для держателей карт Visa, он должен быть встроен в мобильное приложение банка, который выпустил карту. Visa уже начала искать среди кредитных организаций партнеров для этого проекта, сказал один из источников. «В мобильном приложении банка будет список онлайн-ресурсов, на которых клиент сохранил данные своей карты. В случае необходимости он может удалить эти данные», — пояснил другой собеседник.

О существовании такого проекта знает Московский кредитный банк (МКБ), и он очень заинтересован во внедрении такой возможности для клиентов, рассказал РБК представитель МКБ. В ВТБ, «Русском стандарте» и банке «Открытие» готовы рассмотреть возможность внедрения этого сервиса, сообщили в их пресс-службах. Но, как пояснили в «Открытии», пока предметных обсуждений не было. Другие крупные банки не ответили на запросы РБК, в самой Visa отказались от комментариев.

Зачем нужен сервис

Держатели карт могут оставлять их данные случайно при покупке товаров и оплате услуг в интернете, так как многие сайты и мобильные приложения для удобства пользователей предлагают сохранить номер карты, срок ее действия и CVV-код, чтобы в следующий раз не потребовалось их вводить, говорит глава правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. «Универсальный сервис управления подписками, на наш взгляд, довольно востребованная услуга сейчас, когда большинство онлайн-сервисов применяет подписочную модель», — отмечает начальник управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Дмитрий Бочеров.

По словам директора департамента электронного бизнеса МКБ Алексея Курзякова, появление сервиса решит ряд проблем: пользователь сможет видеть, к каким сервисам привязана его карта; сможет удалить привязку из мобильного приложения эмитента, чтобы избавиться, например, от непонятных списаний; при перевыпуске карты ее не нужно будет привязывать заново, так как данные обновятся автоматически.

Россияне в последнее время стали более финансово грамотными и стараются следить за тем, где они «наследили» с точки зрения разглашения своих персональных данных, считает Обаева. «За персональными данными большая охота, и такие сайты могут быть взломаны хакерами или просто сами могут допустить утечку данных по невнимательности, тогда вся информация может оказаться в руках мошенников», — предупреждает эксперт.

«В настоящее время, когда пользователь привязывает свою карту к сервису, например к такси, банк-эквайер на своей стороне хранит данные карты клиента. В данном же случае банк будет хранить не данные карты, а платежный токен, по аналогии с кошельками (Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay). Это гораздо безопаснее», — объяснил Курзяков.

На рынке пока нет универсальных инструментов по управлению подписками карт, говорит Бочеров. По данным Курзякова, аналогичный проект есть у «альтернативной международной платежной системы» (какой именно, он не уточнил). В платежных системах Mastercard и «Мир» не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Впрочем, сейчас основной способ мошенничества в России — социальная инженерия: злоумышленники чаще всего узнают данные пользователей не с помощью взлома, а путем переговоров с ними от лица якобы службы безопасности банка или другим способом выманивают у них данные карт. В 2019 году с помощью социальной инженерии проводилось 70% всех хищений средств мошенниками, оценивал ЦБ. 41% случаев успешного мошенничества приходится на сценарии, при которых пострадавший самостоятельно переводит деньги злоумышленникам, говорилось в исследовании Тинькофф Банка: с начала 2019 года их доля выросла почти в два раза (с 23%).

Оценка рынка

Рынок онлайн-торговли в 2019 году оценивался аналитиками Data Insight в 1,6 трлн руб. Онлайн-оплата внедрена на 143 тыс. сайтов Рунета, платежи с помощью банковских карт из них принимают 85%. Visa занимает наибольшую долю на российском карточном рынке: по последним доступным данным ФАС на начало 2019 года, доля активных карт Visa у населения на 1 января 2019 года составляла 39,5%. Сама платежная система не раскрывает эту статистику. В 2018 году на карты Visa также пришлась почти половина платежей (47,3%) — за год держатели Visa оплатили товары и услуги на 10,4 трлн руб.

Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты