Финансы, 12 сен 2016, 11:46

Минфин ужесточит критерии отбора банков для размещения госсредств

Минфин ужесточает регулирование денежных потоков объемом более 1,5 трлн руб., чтобы минимизировать потери госсредств. Только в банках с отозванной лицензией за три года у государственных структур «пропало» не менее 250 млрд руб., подсчитали в НРА
Читать в полной версии
Фото: Владислав Шатило / РБК

Все банки, которые будут претендовать на госсредства в качестве пассивной базы, должны будут получить рейтинг либо Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), либо другого аккредитованного агентства. На данном этапе речь идет об АКРА, заявил РБК замминистра финансов Алексей Моисеев.

«В настоящее время нормативные акты, позволяющие перейти на рейтинги в оценке надежности банков для размещения госсредств, разрабатываются. Ожидаем рассылку проектов на согласование в сентябре», — сказал он.

Моисеев уточнил, что на первом этапе рейтинги будут регулировать размещение средств Федерального казначейства, но будут и другие регулирующие документы, обсуждение которых начнется в сентябре. «Что касается других типов госсредств, то есть около четырех десятков постановлений правительства, в перечень которых входит большой круг структур — от тех, кто работает со средствами на капремонт, до федеральных бюджетных фондов и госкорпораций, — сказал замминистра, отметив, что госкомпаний в этом круге нет, как нет и ГУП и ФГУП: — У нас пока нет полномочий заниматься ими (госкомпаниями. — РБК), но мы стремимся такие полномочия получить».

История вопроса

Государство начало ужесточать требования к банкам, претендующим на размещение госсредств, в конце прошлого года, после того как понесло серьезные потери в результате кризиса в банковском секторе. По оценкам Национального рейтингового агентства, которые привел РБК президент НРА Виктор Четвериков, за три года государственные компании и корпорации могли потерять в банках около 250 млрд руб. (расчеты проводились на основе данных по объему средств госструктур в банках с отозванной лицензией по состоянию на последнюю отчетную дату перед отзывом лицензии).

Согласно обнародованному в мае докладу контрольной комиссии президента, 67 госкомпаний и их дочерних структур потеряли свыше 50 млрд руб. в проблемных банках, лишенных затем лицензий ЦБ. Из документа следовало, что госкомпании не оценивают должным образом риски при выборе банков и в итоге теряют деньги. В частности, госструктуры продолжали размещать средства в Нота-банке и банке «Интеркоммерц», несмотря на исключение их из списка кредитных организаций, с которыми могут работать стратегические и оборонные предприятия.

В период, когда были зафиксированы эти потери, госструктуры могли размещать свои деньги в банках, основываясь исключительно на их формальных показателях — размере капитала, наличии определенного рейтинга, отсутствии убытков. Единых критериев оценки при выборе банков не было.

Летом 2016 года правительство ужесточило критерии для банков, увеличив требования к капиталу до 25 млрд руб. Кроме того, банки стали обязаны участвовать в системе страхования вкладов, находиться под прямым или косвенным контролем государства либо участвовать в госпрограмме докапитализации через ОФЗ. В конце июля Федеральное казначейство предложило увеличить требования к капиталу кредитных организаций, на счетах которых хранятся средства федерального бюджета, до 250 млрд руб. Сейчас под это требование подходят шесть банков: Сбербанк, ВТБ Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и ВТБ24 (следует из данных на сайте Banki.ru).

В сентябре Минфин предложил сделать основным критерием при отборе банков кредитные рейтинги по национальной шкале. Присуждать такие рейтинги имеют право агентства, зачисленные в специальный реестр ЦБ. Сейчас в нем числится лишь одна организация — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), созданное в конце прошлого года по инициативе ЦБ. Другие российские агентства, рейтингующие банки, — «Эксперт РА» (RAEX), «Рус Рейтинг» и Национальное рейтинговое агентство — подали заявления на зачисление в реестр ЦБ, но решение регулятора пока не получили.

На прошлой неделе было опубликовало постановление, согласно которому банки, не получившие рейтинга АКРА А+, после 12 ноября могут лишиться допуска к участию в депозитных аукционах казначейства. 9 сентября глава агентства Екатерина Трофимова сообщила, что ​первые рейтинговые договоры с банками уже заключены и еще несколько контрактов готовятся к подписанию.

Минфин считает, что рейтинга одного агентства для оценки финансовой устойчивости банков достаточно. Рейтинговые агентства с таким утверждением не согласны. «Чтобы сделать применение мнений рейтинговых агентств наиболее объективным, необходимо при принятии решений опираться на рейтинги не менее двух, а возможно и трех, агентств», — говорит президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

Государственные бенефициары

По состоянию на 1 августа капитал свыше 25 млрд руб. имеют 47 банков. В программе докапитализации через ОФЗ участвуют 35 банков.

Объем госсредств, размещенных в банках, на 1 августа составляет в совокупности 1,84 трлн руб., говорится в подсчетах рейтингового агентства Fitch, в котором под госсредствами понимаются деньги Минфина, бюджетных фондов, некоммерческих предприятий с федеральной ответственностью. На госбанки приходится 1,49 трлн руб. В числе главных получателей госпассивов — группа ВТБ, в банках которого находилось 868 млрд руб. Далее следуют Сбербанк (141 млрд руб.), Газпромбанк (213 млрд руб.), Россельхозбанк (241 млрд руб.). В топ-10 размещено 280 млрд руб. госсредств, из которых на банковскую группу «Открытие» и связанный с ней «Траст» приходится 188 млрд руб.

В Минфине уверены, что большой капитал не является показателем качества банка, как это показала ситуация, в частности, с Внешпромбанком. «Вместе с тем у нас нет задачи организовать переток средств в банках, и я надеюсь, что те банки, которые сейчас работают с госсредствами, будут допущены в эту систему. Наша задача — это сохранение бюджетных средств», — заявил Моисеев.

Ужесточение требований к получателям средств казначейства в виде необходимости получения рейтингов не окажет особого влияния ввиду того, что круг работающих с этими денежными потоками банков и сейчас весьма органичен и в него входят, как правило, только госбанки, говорит аналитик Росбанка Евгений Кошелев. «Если же необходимость получать рейтинги коснется средств всех госкомпаний, то эффект будет ощутим», — добавил он.

«В целом, если говорить об объеме средств на депозитах банков расширенного правительства, включая депозиты ПФР, регионов, их объем — около 1,5 трлн руб. Эти потоки нужны и интересны всем участникам рынка», — считает Кошелев. Другие участники рынка добавляют, что введение новых требований по рейтингам может наконец сделать данную систему прозрачнее. По словам казначея крупного банка, «госсредства нередко размещались в банки по неформальным договоренностям».

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу