Сгоревшие мили: что будет с участниками бонусной программы «Трансаэро»
Банкротство второй по величине российской компании стало проблемой не только для купивших ее билеты пассажиров, но и для участников бонусной программы - «Трансаэро Привилегия». Кобрендинговые карты «Трансаэро» по этой программе выпускали 11 российских банков. По ее условиям, за потраченные по картам деньги их держателям начислялись бонусные мили (в авиакомпании они назывались «баллы»). Как правило, курс составлял – одна миля за 100 руб. Их можно было обменять на бесплатный полет или использовать для повышения класса обслуживания. С 1 октября «Трансаэро» остановило продажу билетов, и обналичить мили традиционным способом больше нельзя. Что теперь будет с накопленными бонусами? Потерянные мили Компании «Трансаэро» и «Аэрофлот», под чьим операционным управлением находится оказавшийся на грани банкротства перевозчик, не смогли ответить на вопрос РБК о том, что будет с бонусной программой – им сейчас не до этого. «Трансаэро» отменяет каждый день по нескольку десятков рейсов, пассажиров до 15 декабря перевозит «Аэрофлот». Не удалось выяснить судьбу миль и в колл-центрах обеих компаний. Дозвониться до «Трансаэро» оказалось невозможным, а в колл-центре «Аэрофлота» говорят, что этот вопрос надо адресовать «Трансаэро». Не могут пока разобраться с будущим программы и банки-партнеры «Трансаэро». «Мы пока не получили от партнера четкой позиции относительно дальнейшего функционирования программы привилегий «Трансаэро», рассказывает руководитель блока «розничный бизнес» Промсвязьбанка Леонид Качалов. Претензии банкиры советуют предъявлять авиакомпании. «В рамках бонусных программ кредитные организации обычно выступают агрегатором услуг и не обязаны их оказывать. То есть осуществлять услуги в этом случае должна компания «Трансаэро», к ней и нужно предъявлять убытки», - объясняет начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. Получить компенсацию за мили у «Трансаэро», скорее всего, уже не получится. В теории можно требовать у банка как-то компенсировать бонусы, но как именно и в каком объеме – неясно. Такого опыта в российской судебной практике не было, и чем могут закончиться подобные разбирательства, предсказать невозможно, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Так что владельцы кобрендинговых карт могут только надеяться на добровольную компенсацию со стороны банков. Что они предлагают? Пока максимум, на что могут рассчитывать клиенты, - выпуск карты «Аэрофлот бонус» с годовым бесплатным обслуживанием и сохранение небольшой части накопленных миль «Трансаэро» или их конвертацию в бонусы по другим программам привилегий. Пересесть на «Аэрофлот» Два банка – «Открытие» и СМП-банк — уже предлагают своим клиентам перейти на бонусную программу «Аэрофлота». Для этого держателем кобрендинговых карт «Трансаэро» придется оформить новую карту «Аэрофлот бонус», говорит директор по карточному бизнесу банка «Открытие» Антон Сафонов. Бонусные баллы, накопленные за сентябрь 2015 года, будут зачислены на новую карту по курсу 1 миля «Трансаэро» к 1 миле «Аэрофлота», а вот полученные до этого мили сгорят. Утешением для клиентов может стать бесплатное обслуживание новой карты в течение полугода, дальше придется платить 300 руб. в месяц (по карте категории World) или 2000 (по карте Black Edition). При этом для держателей кобрендинговых карт другого банка финансовой группы - ФК «Открытие» (бывший НОМОС-банк) - подобного предложения не предусмотрено. Им банк обещает продолжить обслуживание карт в прежнем режиме. Банк «Открытие» также предлагает программу «Аэрофлот бонус» держателям кобрендинговых карт «Трансаэро» других банков. Пересчета потерянных миль не будет, а бесплатное обслуживание распространяется на первые три месяца действия карты. В СМП-банке признаются, что все мили «Трансаэро» просто сгорят. В качестве компенсации клиентам в ближайшие несколько дней предложат открыть карту «Аэрофлот бонус» соответствующей категории. В этом случае бесплатным будет первый год обслуживания, поясняет директор департамента платежных систем СМП-банка Елена Биндусова. Дальше придется платить по обычному тарифу - 900 руб. в год (по карте категории Standard), 3 тыс. руб. (карта Gold) и 7 тыс. руб. (Platinum). Новые бонусы ВТБ24 предлагает клиентам перейти на другую систему «авиабонусов». Владельцам карт «Трансаэро» будут начислять мили в рамках программы «Карта мира ВТБ». Мили «Трансаэро» будут пересчитаны по курсу 35 потраченных руб. - 2 мили по золотой карте и 4 мили по платиновой карте. Правда, пересчитывать будут только затраты по картам с июля 2015 года. Для перехода на новую систему перевыпускать карту не придется, сообщили в пресс-службе ВТБ24. Московский кредитный банк предлагает похожий способ: накопленные за весь 2015 год мили переводят в бонусные баллы системы «МКБ-бонус» по курсу 1 миля - 1 бонус. Такой курс банк установил с 12 октября. Тем, кто перейдет на систему «МКБ бонус», банк обещает также 250 приветственных баллов. Этими баллами в дальнейшем можно будет компенсировать покупку билета любой авиакомпании. Оценить возможные потери из-за смены бонусной программы довольно сложно – слишком много условий влияет на результат: количество переводимых в бонусы «миль» «Трансаэро», стоимость билета других авиакомпаний в новых бонусах и т.д. Судя по всему, привилегии и бесплатные билеты теперь могут обойтись дороже, хотя и не всегда. По расчетам РБК, у бонусных программ «Аэрофлота» и «Трансаэро» в банке «Открытие» похожая окупаемость. Чтобы накопить на бонусный билет в Барселону (стоит около 18 тыс. руб., данные Avisales), по карте «Аэрофлот бонус» этого банка нужно потратить 500 тыс. руб., а по карте «Трансаэро» надо было потратить 720 тыс. руб. Чтобы получить билет в Барселону по программе «Карта мира ВТБ», владельцу Visa Gold нужно будет потратить 1,8 млн руб. Держателю золотой карты МКБ, привязанной к программе «МКБ бонус», для этого необходимо совершить операций примерно на 950 тыс. руб. Банк «Русский стандарт» предлагает держателям карт «Трансаэро» оформить кредитную карту American Express Gold или комплект карт для путешественников RSB Travel. В первом случае все накопленные мили сгорят, во втором будут компенсированы, правда, очень скромно: в баллы программы RSB Travel по курсу 1 к 1 переведут только мили, накопленные после 1 октября. В обоих случаях банк обещает год бесплатного обслуживания. Если измерять эффективность этой программы в билетах в Барселону, то по карте RSB Travel категории Classic придется потратить 1,08 млн руб. Клиенты еще двух банков – Промсвязьбанка и Росбанка - по-прежнему находятся в подвешенном состоянии: руководство кредитных организаций пока ведет переговоры с «Трансаэро». Московский индустриальный банк, Газпромбанк и МТС-банк не ответили на запросы РБК о будущем бонусных программ.