Финансы, 13 янв 2016, 15:01

Россияне стали больше сберегать за счет экономии на товарах

Доля доходов, которые россияне среднего класса направляют на сбережения, выросла с 7,3 до 8,3%. говорится в исследовании Sberbank CIB. Люди готовятся к продолжению кризиса и откладывают на черный день
Читать в полной версии
Фото: Даниил Колодин/ТАСС

Россияне среднего класса в конце прошлого года в условиях продолжающего кризиса стали больше сберегать и переходить на менее дорогие товары. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду, 13 января, результаты периодического исследования Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова», с помощью которого оценивается потребительская уверенность россиян — представителей среднего класса.

Согласно исследованию, доля респондентов, не имеющих сбережений, в четвертом квартале прошлого года сократилась с 39 до 36% за квартал. В то же время доля месячного заработка, откладываемая в качестве сбережений, выросла с 7,3 до 8,3%, вернувшись на уровень конца 2014 года. Ранее на протяжении 2015 года этот показатель снижался. В то же время доля россиян, которые считают нынешнюю ситуацию благоприятной для сбережений, осталась на уровне 18%. Неблагоприятной ее считают 49%.

Результаты исследования в целом показывают, что респонденты больше не ожидают быстрого улучшения экономической ситуации, говорит аналитик Sberbank CIB Артур Галимов. Увеличивать сбережения россияне стали за счет средств, сэкономленных на покупках товаров. Доля респондентов, перешедших на потребление менее дорогих товаров, выросла с 69 до 70%. Более того, 59% россиян среднего класса стремятся сэкономить, приобретая продукты питания чаще со скидкой и в больших объемах, а 44% респондентов заявили, что посещают магазины лишь для покупки товаров со скидками.

«Это может свидетельствовать о том, что потребители не пытаются поддержать прежний уровень потребления, а подстраиваются под новые экономические условия, соглашаясь на ухудшение своей продуктовой корзины, но увеличивая при этом сбережения», — отмечает Галимов.

Участники опроса слабо отреагировали на новый раунд ослабления рубля в конце прошлого года. В частности, доля тех, кто в ответ на падение российской валюты стал сокращать расходы на еду, осталась на уровне третьего квартала (45%). С 39 до 43% увеличилась доля россиян, сокращающих расходы на одежду, а доля тех, кто сокращает все расходы в опасении ухудшения экономической ситуации, выросла только на 1 п.п., до 37%. В ответ на девальвацию рубля 11% респондентов купили электронику, которую планировали купить позже. В третьем квартале таких было 8%.

К концу 2015 года к людям пришло понимание того, что рецессия затянется и что нефть не вернется обратно к $100/барр., как это было в прошлый кризис, говорит профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов. «В этой ситуации наилучшая стратегия — это копить деньги и стараться как можно меньше тратить, не позволяя себе ничего лишнего. Мы все прекрасно понимаем: если реальные доходы и реальная зарплата падают на 6–10% за год, то, скорее всего, и дальше ничего хорошего ожидать не приходится, поэтому надо хоть как-то пытаться сберечь свои деньги», — отмечает эксперт.

Россияне выбрали правильную стратегию в плане сбережений, хотя в данном случае это скорее вынужденное финансовое поведение, полагает независимый финансовый советник, к.э.н, доцент Финансового университета при правительстве РФ Саида Сулейманова. По ее словам, люди предчувствуют ухудшение экономического состояния, в том числе, возможно, оценивают потенциальные риски потери доходов или работы в целом и начинают заранее копить резерв.

«В дальнейшем я рекомендую сохранять привычку к сбережениям, если есть такая возможность. Возможно, размеры отчислений будут уменьшаться, но они должны быть привязаны к ежемесячным расходам человека. Свой резервный фонд желательно ежемесячно пополнять на какую-то сумму, в идеале его должно хватать на полгода, в кризисной ситуации размер лучше увеличить до размеров годового уровня», — говорит Сулейманова.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях