Финансы, 13 дек 2019, 13:30

ЦБ снизил ключевую ставку в пятый раз подряд

Заставит ли инфляция продолжить смягчение политики в 2020 году
ЦБ на последнем в этом году заседании в пятый раз подряд опустил ключевую ставку до 6,25%. С лета она уже упала на 1,5 п.п. К быстрому снижению ЦБ толкает медленный рост цен — регулятор допустил уход инфляции к концу года ниже 3%
Читать в полной версии
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

С июня совет директоров ЦБ в пятый раз подряд снизил ключевую ставку — на 0,25 п.п., до 6,25% годовых, говорится в сообщении регулятора. Это полностью соответствует консенсус-прогнозу опрошенных Bloomberg аналитиков: накануне заседания такого решения ждали 26 из 33, четверо прогнозировали паузу в снижении и трое — снижение сразу на 0,5 п.п.

Инфляция замедляется быстрее прогнозов, признает ЦБ: на 9 декабря годовой рост цен при таргете в 4% замедлился до 3,4% с 3,5% в ноябре. Регулятор в очередной раз снизил прогноз по инфляции на конец 2019 года — с 3,2–3,7% до 2,9–3,2%, а на 2020 год заложил ее ускорение до 3,5–4%. Цены на продовольствие в ноябре росли медленно из-за высокого урожая, отмечает ЦБ, а цены на импортные товары — из-за укрепившегося в начале года рубля и замедления инфляции в странах — торговых партнерах. Сказывается и сдержанный спрос, из-за которого на краткосрочном горизонте риски замедления инфляции продолжают преобладать над рисками ее ускорения, пишет ЦБ.

Хотя экономический рост ускорился и к концу года будет ближе к верхней границе прогнозного диапазона ЦБ в 0,8–1,3%, пока сложно сказать, насколько он устойчив, указывает регулятор, к тому же сохраняются риски замедления мировой экономики.

ЦБ будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставки в течение первого полугодия следующего года, сказала журналистам председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. «Наш сигнал не предполагает неизбежности снижения ставки ни в феврале, ни даже в первом полугодии. Дальнейшее снижение ставки станет возможным лишь в том случае, если наш анализ подтвердит, что это необходимо для возвращения инфляции к цели Банка России вблизи 4%», — отметила она.

Снижение прогноза по инфляции на конец 2019 года не принципиально — важнее, что прогноз на 2020 год ЦБ не изменил — он ниже 4%, а значит, потенциал снижения ключевой ставки сохраняется, считает главный аналитик «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.

Однако замечание ЦБ, что он оценит целесообразность снижения ставки в первом полугодии 2020 года, означает, что он снизит скорость снижения, полагает главный экономист Нордеа Банка Татьяна Евдокимова. Это может указывать на желание взять паузу для оценки результатов реализованного снижения ставки, поясняет Донец. Каждое следующее решение ЦБ «будет даваться все сложнее, и ниже 6% регулятор не пойдет», думает она.

Не много ли снижений

Если бы ЦБ не стал снижать ставку, у него была бы возможность лучше оценить эффект от уже предпринятых снижений, отметили накануне заседания главный экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков и Татьяна Евдокимова из Нордеа Банка. Пауза согласовывалась бы с глобальными трендами, заявила Евдокимова: 11 декабря Федеральная резервная система (ФРС) США не стала опускать ставку после трех подряд снижений, а 12 декабря без изменений свои базовые ставки оставил Европейский центральный банк.

Есть риск, что ЦБ снижает ставку слишком быстро, предупреждает Евдокимова: по словам Набиуллиной, трансмиссия занимает от трех до шести кварталов, между тем ставка в течение двух кварталов опустилась в общей сложности на 1,5 п.п. Сам ЦБ явно указал на свои опасения по поводу более быстрого восстановления инфляции в будущем вследствие уже принятых решений, пишет в обзоре главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой.

Последнее снижение не было избыточным, считает Донец: «Чем мы можем оценить перелет? Траекторией инфляции. Может ли инфляция в отсутствие существенных шоков уйти выше 4% в 2021 году? Да, может. Но я бы не ждала существенного перелета. Не выше 4,5%. А это в рамках понятия «вблизи цели».

Куда уйдет ставка в 2020 году

Инфляция продолжает замедляться, констатирует главный экономист Альфа банка Наталия Орлова, а значит, ЦБ может еще дважды снизить ставку на 25 б.п., опустив ее к апрелю 2020 года до 5,75%. Главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский и вовсе считает, что из-за низкой инфляции регулятор опустит ставку до 5,5% к середине 2020 года, пересмотрев нейтральный диапазон по ставке (на текущий момент оценивается в 6–7%).

Инфляция в 2020 году будет устойчиво ниже цели, что теоретически оправдывает ставку ниже нейтральной, указывает Донец, но ЦБ не будет уводить ставку ниже: нейтрального диапазона должно с запасом хватить для удержания инфляции около цели.

Годовая инфляция в первом квартале 2020 года уйдет ниже 3%, что заставит ЦБ в этот период еще раз снизить ставку на 25 б.п., до 6%, после чего он оставит ее на этом уровне до конца года, полагают аналитики Citi. Аналогичного мнения придерживается и Полевой, который считает, что ниже 6% в следующем году регулятор ставку вряд ли опустит: «Более значительные изменения будут возможны лишь в случае корректировки регулятором оценки «нейтральной» ставки или понижения цели по инфляции с текущих 4%».

Спор с Минфином

На инфляцию будут влиять планы по инвестициям из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в очередной раз отметил ЦБ. В следующем году правительство может начать тратить деньги из ФНБ, который наполняется валютой за счет бюджетного правила — механизма закупок валюты на сверхдоходы от нефти дороже $41,6 (ЦБ выступает агентом Минфина в этих операциях).

Минфин обсуждает с Банком России «компенсацию» расходов из ФНБ за счет отложенных покупок валюты — регулятор в прошлом году приостанавливал закупки в период турбулентности рубля, а затем решил растянуть их на три года. При нынешней конструкции Минфин для инвестиций из ФНБ будет продавать валюту, а ЦБ одновременно с этим закупать ее. Замминистра финансов Владимир Колычев в начале декабря говорил, что ЦБ мог бы сократить закупки на сумму, эквивалентную размеру инвестиций из ФНБ.

Но регулятор не видит такой необходимости, дала понять Набиуллина. Автоматический взаимозачет в этом случае вряд ли возможен, отметила она: «Потому что наши отложенные покупки абсолютно равномерны, мы объявили их временной горизонт. Расходы Минфина, скорее всего, не будут такими равномерными, и нам пока непонятен временной горизонт». Регулятор не видит риска «больших макроэкономических последствий» из-за инвестиций ФНБ, если их сумма будет находиться в пределах 1 трлн руб. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что в ближайшие несколько лет на развитие экономики из ФНБ будет выделено около 1 трлн руб.

Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
ФНС ставит «метки» компаниям в ЕГРЮЛ. Что вызывает подозрения у налоговой
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist