Финансы, 14 апр 2021, 05:00

«Сбер» сообщил о рекорде безналичных трат россиян в начале года

Лидерами среди регионов по увеличению доли безналичного торгового оборота стали Якутия, Магаданская и Тамбовская области
Читать в полной версии
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Доля безналичных платежей россиян в первом квартале 2021 года составила 59,4%, обновив исторический максимум, говорится в результатах исследования «СберИндекса» и «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД» (есть у РБК).

Первый квартал традиционно становится периодом бурного роста доли безналичных покупок, отметили в банке. Прирост составил 3,5 процентного пункта по сравнению с последним кварталом 2020 года. За год этот показатель по стране вырос на 6,3 процентного пункта.

В «Сбере» отметили, что это самое крупное увеличение с 2018 года. Причем его динамика превысила показатели во время активных волн распространения коронавирусной инфекции.

«Это может служить подтверждением нашей гипотезы о том, что по итогам пандемии стала формироваться новая модель потребления: значительная часть россиян оценила преимущества цифровых сервисов и не желает возвращаться к прежнему формату оплаты товаров и услуг», — отметили в банке.

Лидером среди регионов по увеличению доли безналичного торгового оборота год к году второй квартал становится Якутия. На второе место вышла Магаданская область. Третьей стала Тамбовская область.

Что касается «самых безналичных регионов», где уже распространены такие платежи, здесь лидером стал Ненецкий автономный округ, где на долю безналичного торгового оборота в первом квартале пришлось 72,8%. Следом идут Карелия (67,7%) и Мурманская область (67,3%). Учитываемые вместе Петербург и Ленобласть (64,9%) оказались на десятом месте. Москва и Подмосковье стали 24-ми, с показателем 61,9%.

В «Сбере» отметили, что доля безналичного оборота продолжает расти почти по всем категориям. Наиболее охотно на такой способ оплаты переходили в кафе и ресторанах. Продолжает расти и доля безналичных трат в товарной рознице (супермаркеты, «магазины у дома»).

«Можно предположить, что это не просто реакция на текущую ситуацию с пандемией, а новая тенденция: традиционалисты начинают активно отказываться от использования бумажных денег. Это заметно и по отдельным регионам, и по наиболее консервативным группам потребителей», — отметили в банке.

В категориях «одежда» и «электроника» доля безналичного оборота сократилась. По сравнению с последним кварталом прошлого года показатель по этим категориям снизился меньше, чем на один процентный пункт. Из тренда, как отметили аналитики, выбивается сегмент «строительные и хозяйственные товары». Там по сравнению с концом года зафиксировали снижение на 2,8%.

В конце января гендиректор платежной системы Visa в России Михаил Бернер отметил в разговоре с РБК, что доля безналичных платежей в России может превысить 90% через три-четыре года.

«Если посмотреть на мировой опыт и другие страны, совершенно точно эта доля может достигнуть 90%. В Скандинавии уже достаточно долгий период времени безналичные платежи составляют более 90%. <...> Россия сделала очень существенный рывок вперед, в особенности за последние три года, когда произошла массовая цифровизация платежей», — констатировал глава Visa в России.

Эксперты Boston Consulting Group (BCG) в октябре 2020 года охарактеризовали скорость отказа от наличных в России как «русское чудо». В период пандемии Россия вошла в топ-5 мировых лидеров по темпам отказа населения от наличных в пользу безналичных платежей. Россию опередили только Великобритания, Канада и Австралия.

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить