Финансы, 14 июн 2016, 12:35

Праздник вместо кризиса: День Победы отвлек граждан от проблем экономики

Впервые с начала года россияне назвали главным событием месяца не кризис, а День Победы, следует из данных исследования Ipsos Comcon. Впрочем, год назад, отвлекающий от проблем в экономике эффект праздника был сильнее
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Самым важным событием в мае 61% россиян назвали День Победы, свидетельствуют данные ежемесячного антикризисного мониторинга Ipsos Comcon. Экономический кризис впервые с начала года оказался на втором месте: только 54% опрошенных назвали его наиболее значимым событием по результатам опроса в прошедшем месяце. В исследовании участвовали 1 тыс. жителей крупных городов в возрасте 18–45 лет.

Ipsos Comcon подчеркивает, что в мае прошлого года День Победы также отвлек россиян от кризиса. Тогда доля респондентов, которые считали этот праздник главным событием месяца, была еще выше — 70%. Это связано как с заметным для населения укреплением рубля в мае 2015 года, так и с масштабным празднованием 70-летнего юбилея Дня Победы, говорит старший руководитель проектов Ipsos Comcon Валентина Самсонова. «Результаты наших опросов говорят о том, что экономическая ситуация в целом воспринимается чуть менее негативно, чем обычно, в том числе благодаря патриотическим праздникам», — рассказывает она.

Но это кратковременный эффект: крупные праздники никак не сказываются на восприятии ситуации в стране, считает директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн. «Никакой рост консолидации российского общества не влияет на количество тех, кто считает, что точно не сможет расплатиться по кредитам», — поясняет он.

Помимо Дня Победы и кризиса к важным событиям в мае россияне причислили борьбу с террористами ИГИЛ (организация запрещена в России) (42% опрошенных) и обесценение рубля (41%). Однако эти события также привлекают все меньше внимания: по сравнению с апрелем доля тех, кто признает их важность, снизилась на 5 п.п. и 8 п.п.

Около трети участников исследования уверены, что через год экономическая ситуация вскоре улучшится. Противоположной позиции придерживаются 25% респондентов. «В мае респонденты обычно более позитивно воспринимают многие события. На настроении людей сказываются как майские праздники, так и улучшение погоды и наступление весны», — говорит Самсонова из Ipsos Comcon. При этом люди продолжают экономить на покупках, что свидетельствует о сохраняющихся опасениях, продолжает она.

Городские жители экономят в основном на поездках, досуге и одежде и обуви — об этом свидетельствуют данные социологического исследования РАНХиГС «Евробарометр в России». На этом экономят те, кто испытал серьезное падение доходов в этом году, поясняет Вахштайн. «Некоторые жители городов, чьи доходы не сократились, также уменьшили потребление. Это вызвано тем, что у них резко снизился горизонт планирования — люди больше не могут делать прогнозы на несколько лет вперед», — рассказывает эксперт. Они стараются сберечь деньги, вместо того чтобы потратить их на ремонт или отпуск.

Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону