Финансы, 14 окт 2024, 08:00

ВТБ назвал самые распространенные схемы телефонного мошенничества

Мошенники чаще прибегают к звонкам от имени банков, операторов связи, органов госвласти, а также предложениям об инвестициях и подработке в интернете, сообщили в ВТБ
Читать в полной версии
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

С января по октябрь 2024 года телефонные мошенники чаще всего звонили от имени сотрудников банков, органов государственной власти, операторов связи, а также предлагали фиктивные заработки на инвестициях и подработку в интернете, рассказал РБК старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

По его словам, на эти схемы приходится до 80% от общего числа мошенничеств. В 67% случаев мошенники использовали мобильную связь, в июле и августе этот показатель достигал 89%. Остальные 33% звонков поступали через мессенджеры, отмечают в ВТБ.

Целью звонков от имени банковских работников, операторов связи или сотрудников госструктур являются получение СМС-кода для подтверждения действий в интернете, установка на смартфон вредоносной программы или переход жертвы по фишинговой ссылке. В результате злоумышленники получают доступ к личному кабинету клиента банка, возможность оформлять кредиты и выводить деньги со счетов и карт.

Предложение заработать на инвестициях, в интернете или с помощью покупки валюты подразумевает переводы на сторонний счет. Злоумышленники обещают быстрый доход и резкий скачок стоимости инвестиций или акций компании. Сначала жертва вкладывает небольшие суммы, видит прибыль и увеличивает размер переводов, в том числе за счет кредитных средств. Мошенник получает деньги и пропадает.

Эксперты ВТБ также предупредили об активных манипуляциях мошенников, в том числе с использованием персональных данных о жертвах — возраста, социального положения, оформленных банковских продуктов. Отталкиваясь от этих сведений, злоумышленники подбирают схему обмана. Отработанные уловки, в том числе обещание быстрого заработка или призывы к срочным мерам якобы для восстановления доступа к сервисам, также остаются в действии.

«На рынке меняется портрет самих мошенников — все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника. Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией», — сказал Чугунов.

Он призвал в любой ситуации сохранять критическое мышление и помнить, что «разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег».

Ранее в пресс-службе прокуратуры Москвы рассказали о схеме мошенников, связанной с медицинскими документами. По данным ведомства, злоумышленники представляются сотрудниками страховых компаний, сообщают о необходимости заменить полис ОМС и просят продиктовать код из СМС, чтобы человек «попал в очередь» на замену документа. От их действий пострадала 66-летняя москвичка. После того как мошенники получили код, они позвонили ей еще раз, представились сотрудниками Росфинмониторинга и правоохранительных органов и сообщили о взломе аккаунта на портале «Госуслуги» и попытках снятия денег и получения кредитов. По указанию злоумышленников женщина перевела им свыше 5 млн руб.

Pro
Нулевой НДС для производителей БПЛА. На что это повлияет
Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
«В мире Трампа возможно все». Почему падают акции США и что будет дальше
Pro
Для биохакеров и простых людей: почему все скупают «умные» кольца Oura
Pro
Проверки в ПВЗ: инструкция для владельцев
Pro
Куда едут цифровые кочевники со всего мира — 7 стран
Pro
Как составить резюме — советы HR-директора фирмы со штатом 850 человек
Pro
«Отстает на годы». Поможет ли роботакси удержать Tesla позиции в Китае