Финансы, 14 дек 2015, 18:20

Новый год взаймы: почему не стоит покупать подарки в кредит

Число желающих покупать новогодние подарки в кредит растет, следует из опроса банка «Хоум Кредит». Но финансовые консультанты не советуют этого делать
Читать в полной версии

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, количество желающих взять кредит на подарок к Новому году выросло в этом году с 11% до 14% по сравнению с прошлым годом. Таковы итоги традиционного опроса клиентов, который провел в преддверии праздников банк «Хоум Кредит».

Исследование проводилось в декабре 2015 года по телефону. В нем приняли участие 1050 респондентов — клиентов банка в возрасте от 20 лет и старше с хорошей кредитной историей. Все 1050 опрошенных жителей российских городов-миллионников заявили, что будут дарить новогодние подарки: 82% сделают их детям, 72% — супругам и 66% — родителям.

При этом впервые в этом году, несмотря на кризис и рост цен, в пятерку самых популярных подарков вошли ювелирные изделия (23%). Но лидерами рейтинга традиционно остаются парфюмерия и косметика и игрушки (по 61%), продукты, алкоголь, сладости (35%) и бытовая техника (23%).

Из тех 14%, что собираются покупать подарки с использованием кредитных средств, большая часть предпочтут кредиты наличными — их популярность выросла до 47% с 41% в прошлом году. POS-кредиты привлекают клиентов своей простотой и доступностью, но спрос на них среди опрошенных за год сократился — с 26% до 20%. Кредитные карты замыкают тройку популярных кредитов на подарок с долей 32% против 38% год назад.

Средняя сумма желаемого кредита на подарки составила в этом году 24 тыс. руб., что на 13% выше прошлогоднего значения (21 тыс. руб.). Показатель роста, как и в случае со стоимостью подарка, сопоставим с общим уровнем инфляции. При этом средняя цена новогодних подарков (кредиты собирались брать не все и цифры расходятся) в этом году составит около 8 тыс. руб.

«Если в прошлом году наши респонденты были под впечатлением от резкого падения стоимости рубля и избегали новых кредитных обязательств, то сейчас постепенно люди начали относиться к этому как к новой экономической реальности, и спрос на кредиты начал медленно восстанавливаться», — говорит директор по маркетингу и прямым продажам банка «Хоум Кредит» Евгений Сидоров.

Эксперты не советуют брать кредиты на подарки, даже несмотря на новогодние праздники. «Самый лучший вариант, конечно, — воздержаться от кредита, — говорит финансовый советник Института финансового планирования Саида Сулейманова. Если уж совсем без заемных средств не получается, Сулейманова предлагает пользоваться кредитной картой с грейс-периодом.

При этом она отмечает, что этот вариант идеален для тех, у кого такая карта уже есть — иначе придется ждать выпуска карты и оплачивать ее годовое обслуживание. Кредит наличными, отмечает Сулейманова, будет дороже, и сумма может быть меньше желаемой. Она советует все кредиты на новогодние подарки гасить досрочно: сейчас очень нерационально увеличивать долговую нагрузку.

Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова в свою очередь отмечает, что банки стали с большей осторожностью подходить к выдаче кредитов, а рост на 3 п.п. числа желающих взять кредит находится в пределах допустимой погрешности. Ибрагимова считает, что в условиях кризиса неосмотрительно брать кредиты на новогодние подарки. «Одно дело, если речь идет о деньгах на образование, квартиру или автомобиль, который будет приносить человеку пользу, другое — развлечения», — говорит она.

Исключением может, по ее словам, стать ситуация, когда человек уверен в своих доходах, рассчитывает на новогодние премии и осознает свои финансовые риски. «В условиях экономической нестабильности покупки в кредит должны быть тщательно продуманны и оправданны», — напоминает социолог.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга