Сбербанк обдумает «отбеливание» 1200 клиентов из черного списка
О рассмотрении кейсов клиентов, которым было отказано в обслуживании и проведении операций, рассказал РБК старший вице-президент Сбербанка, руководитель блока «Корпоративный бизнес» Анатолий Попов.
«Сейчас есть 1200 кейсов, которые банк оценивает на возможность так называемого механизма «отбеливания». Мы взаимодействуем с регулятором для того, чтобы вывести этих клиентов из списка, чтобы они могли продолжать свою деятельность. Мы запрашиваем у клиента необходимые документы, подтверждающие экономический смысл конкретных операций», — сказал Попов.
Банк России рассылает банкам с июля 2017 года списки сомнительных клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Если предприниматель ведет реальную деятельность, то у банка есть механизмы для его возможной реабилитации, пояснил Анатолий Попов. «Например, если человек уверен в своей добропорядочности, но допустил какую-то ошибку, серию случайных операций, то банк готов рассматривать такие случаи на предмет реабилитации такого клиента», — сказал старший вице-президент Сбербанка.
Много или мало
Оценить озвученную Сбербанком цифру практически невозможно, так как точное количество клиентов, попавших в черный список, ЦБ не раскрывается, говорят опрошенные РБК эксперты. Вместе с тем, как отмечает вице-президент аудиторской компании ФБК Алексей Терехов, заявление Сбербанка — хорошая новость для всего рынка. «Общественности удалось заставить регулятора и коммерческий банк переосмыслить сложившуюся ситуацию и подойти к решению этого вопроса не по букве закона, но по духу», — считает он.
По состоянию на 26 января 2018 года было реабилитировано свыше 800 человек и аннулировано более 1,6 тыс. отказов в связи с предоставлением клиентами всех необходимых документов для совершения операций, сообщал в феврале зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. Он отмечал, что активность кредитных организаций в части применения полномочий по отказам оказалась выше, чем ожидал регулятор.
История вопроса
Механизм обмена информацией между банками, ЦБ и Росфинмониторингом о сомнительных клиентах полноценно заработал в конце июня 2017 года. Система такого взаимодействия разрабатывалась в последние несколько лет. Ее целью было дать финансистам дополнительный инструмент для более качественной оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в отношении клиентов — как физических, так и юридических лиц.
Перед стартом межбанковского обмена черными списками сомнительных клиентов ЦБ предупреждал, что сведения об отказе в обслуживании клиента или проведении операций в одном банке не обязательно должны становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации. Однако из-за опасений, связанных с отзывом лицензии за недостаточно эффективную борьбу с отмыванием, банки стали отказывать в обслуживании практически всем клиентам из черных списков.
Некоторые клиенты-отказники с запуском системы обмена лишились доступа к банковским услугам, в том числе по ошибке или за незначительные нарушения. В связи с этим Банк России и Росфинмониторинг в ноябре прошлого года разработали механизм, дающий возможность банкам аннулировать сведения о добросовестных клиентах-отказчиках. ЦБ в своих рекомендациях «акцентировал внимание кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
С целью защиты добросовестных клиентов банков от попадания в черный список были разработаны поправки к антиотмывочному закону 115-ФЗ (Федеральный закон 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Поправки вступят в силу с 30 марта текущего года.
В пресс-службе ЦБ пояснили, что законодательные изменения закрепляют механизм «реабилитации» клиентов путем введения двухуровневой системы обжалования принятых кредитными организациями решений об отказах. На первом этапе банк самостоятельно принимает решение об устранении оснований, по которым ранее было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из единой базы. Второй уровень реабилитации касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением, пояснил представитель регулятора. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга. Сейчас идет подготовка необходимых подзаконных нормативных актов, сообщили в пресс-службе ЦБ.