Финансы, 15 апр 2022, 09:30

Российский бизнес начал присматриваться к восточным биржам из-за санкций

Будут ли Гонконг и Абу-Даби лучше Лондона и Нью-Йорка, заморозивших торги российскими акциями
Российские компании для сохранения присутствия за рубежом интересуются листингом на восточных биржах, сообщили РБК консультанты. Технически «переезд» реален, но это трудоемкий процесс и он не избавляет от рисков, говорят эксперты
Читать в полной версии
Фото: Tyrone Siu / Reuters

В условиях остановки торгов российскими акциями на западных биржах российский бизнес начинает присматриваться к альтернативным площадкам, рассказали РБК два источника на финансовом рынке.

Российские компании активно смотрят и обсуждают с участниками рынка возможность выхода на биржи Гонконга и Абу-Даби, отмечает консультант, получающий соответствующие запросы от клиентов. Это относится как к компаниям из секторов новой экономики, так и к ресурсным, добавил он.

Тенденцию подтверждает партнер EY Алексей Кузнецов: российский бизнес рассматривает возможность смены эмитента для продолжения работы за рубежом (когда торгуются бумаги иностранной компании с активами в России) и одновременно с этим проявляет интерес к новым площадкам для размещения бумаг, в частности к листингу на Гонконгской бирже.

Зачем российским компаниям новые биржи

Из-за санкций западные торговые площадки приостановили торги депозитарными расписками на акции российских компаний. 28 февраля это сделали Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и NASDAQ — на этих площадках торговались расписки ЦИАН, «Мечела», МТС и ряда других российских фирм. 3 марта торги расписками на российские акции приостановила Лондонская биржа (LSE), в том числе по бумагам «Газпрома», «Роснефти», «ФосАгро», Сбербанка, ЛУКОЙЛа, ВТБ и др. Перед этим цены на российские бумаги опустились почти до нулевых отметок: котировки «Сбера», «Магнита» и «Северстали», например, падали до 1–2 центов.

После приостановки торгов на западных площадках власти России решили запретить обращение российских акций на иностранных биржах. Соответствующие поправки в закон «Об акционерных обществах» были приняты Госдумой и направлены в Совет Федерации. После их вступления в силу российские эмитенты должны будут в течение пяти рабочих дней «предпринять необходимые и достаточные» действия по расторжению договоров, на основе которых обращаются бумаги. По оценке Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ), поправки о делистинге затронут около 27 российских эмитентов. Но закон предусматривает возможность сохранения листинга при наличии согласия от правительства.

Требование о делистинге распространяется только на эмитентов, зарегистрированных в России. Ряд компаний с активами в России, но с «пропиской» в других странах не подпадет под поправки — например, TCS Group (головная структура Тинькофф Банка), «Яндекс», X5 Group, O’KEY Group, Fix Price и др.

Куда могут переехать российские публичные компании

Одна из популярных моделей выхода на биржу для российских групп — использование иностранной холдинговой компании в качестве эмитента, напоминает Кузнецов. Например, готовясь к листингу на Лондонской бирже, российские группы выбирали в качестве эмитента холдинг, зарегистрированный в Великобритании; для листинга на NYSE и NASDAQ — холдинг, зарегистрированный в США. Сейчас российские компании оценивают целесообразность смены биржи для листинга, продолжает эксперт. При этом перед ними встает вопрос юрисдикции для холдинговой компании — эмитента. «Так, ряд публичных компаний рассматривают возможность смены эмитента (редомициляции) в те же Гонконг и Эмираты (ОАЭ), а также в специальные административные районы (САР)», — уточняет эксперт. К САР (так называемые русские офшоры) с 2018 года относятся остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области.

Наиболее привлекательными российскими компаниями на данный момент кажутся биржи Гонконга и ОАЭ, но биржа в Эмиратах «более локальная, без широкого привлечения эмитентов не из стран Персидского залива», обращает внимание Кузнецов. Есть и более непривычные варианты, говорит эксперт, например Astana International Exchange — биржа Международного финансового центра «Астана» (Казахстан). Но все же самой популярной юрисдикцией, по его словам, является Гонконг, тем более что есть прецеденты выхода российских групп на данную площадку. Так, на Гонконгской бирже размещены акции «Русала». Торговые площадки материкового Китая (Шанхайская, Шэньчжэньская и недавно открытая Пекинская фондовая биржа) — «сложные варианты в силу специфики регулирования», указывает Кузнецов.

По объему капитализации акций Гонконгская фондовая биржа обгоняет Лондонскую, говорит директор департамента инвестиций и рынков капитала KPMG Кира Сафонова. «А Шанхайская фондовая биржа входит в тройку крупнейших бирж в мире», — продолжает она. При напряженных отношениях между Россией и Западом в условиях санкций укрепляются отношения с Китаем, в частности с Гонконгом, финансовая система которого привлекает к себе все большее внимание, констатирует эксперт.

Различия листинга в Лондоне и Гонконге

«Для успешного листинга в Лондоне и Гонконге компании обязательно требуется спонсор (инвестиционный банк, который координирует общее управление проектом по подготовке и проведению IPO). Например, для листинга в Нью-Йорке можно обойтись и без него», — указывает Сафонова.

Требования по аудиту финансовой отчетности одинаковые почти для всех мировых бирж, продолжает она, а финансовые критерии выхода на площадку — разные. «Для премиальных площадок Лондона ожидаемая капитализация должна быть не менее £700 тыс. ($910 тыс.), а для Гонконга существуют различные варианты, один из которых — [показатель] по прибыли за три года в размере не менее 50 млн гонконгских долларов ($6,5 млн) и по рыночной капитализации не менее 500 млн гонконгских долларов ($65 млн) по состоянию на момент листинга», — приводит данные Сафонова.

В Гонконге существует и требование по минимальному количеству акционеров — их должно быть не менее 300, на Лондонской бирже такого условия не предусмотрено, обращает она внимание. Также для листинга на Гонконгской бирже нужно назначить уполномоченного представителя компании, который является резидентом Гонконга. «Гонконг предъявляет одни из самых строгих требований к стандартам корпоративного управления», — подчеркивает эксперт.

С какими трудностями могут столкнуться компании

Процесс организации листинга сложный, трудоемкий и может растянуться на месяцы, говорит источник РБК на финансовом рынке. Ситуация сегодня развивается очень быстро, продолжает он, и к окончанию подготовки компании к выходу на новую биржу условия могут кардинально поменяться.

Собеседник РБК обращает внимание на необходимость проработки вопроса с депозитариями, если эмитент рассматривает вариант продажи расписок инвесторам из России. Ряд операций, в том числе и на восточных биржах, проходят через международные депозитарии Clearstream и Euroclear, которые приостановили взаимодействие с Национальным расчетным депозитарием (НРД) до получения дополнительных пояснений от иностранных регуляторов. «В идеале у НРД должны быть прямые связи с депозитариями восточных бирж, чтобы не работать с Clearstream и Euroclear», — подчеркивает он.

В данный момент сохраняется неопределенность оценки стоимости российских активов, добавляет директор консалтинговой компании Sputnik Group Евгений Пенкин. «Листинг российских эмитентов на Востоке не является в моменте волшебной таблеткой от всех проблем, потому что глобальные инвестиционные фонды обладают доступом ко всем основным площадкам и воздерживаться от инвестиций они будут по причине действующих ограничений, а не из-за технических проблем доступа к торгам», — подчеркивает эксперт.

В свою очередь, эмитенты не готовы рассматривать получение новых инвестиций с дисконтом, продолжает Пенкин. «Если необходимость в деньгах есть, то компании рассматривают долговые инструменты, частное размещение, получение инвестиций от локальных инвесторов с рублевой ликвидностью. С точки зрения публичного рынка наиболее вероятными площадками для компаний в России будут Мосбиржа и СПБ Биржа, где эмитент избегает риска заморозки активов, а инвесторам такие бумаги покупать проще, так как они уже взяли на себя сопутствующие риски», — заключает он.

Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года