Финансы, 15 окт 2015, 11:03

Экономия на хлебе и зрелищах: как россияне приспосабливаются к кризису

Более половины россиян в условиях кризиса экономят на еде или отказываются от некоторых услуг и развлечений, свидетельствуют данные ВЦИОМ. Однако за последний месяц экономить стали меньше
Читать в полной версии

В условиях кризиса россияне чаще всего переходят на более дешевые товары или отказываются от некоторых продуктов или развлечений. Об этом свидетельствуют опубликованные в четверг, 15 октября, результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором эксперты изучили основные методы приспособления населения к кризису.

За последние девять месяцев число тех, кто экономит на продуктах питания и потребительских товарах, увеличилось с 58% до 62%. Изменение потребительского поведения было зафиксировано еще в первой половине года: тех, кто начал экономить более полугода назад, — 39%, тех, кто перешел на дешевые продукты питания за последние шесть месяцев, — 18%, и еще 5% населения стали сокращать затраты на продукты питания менее чем месяц назад.

Похожая ситуация наблюдается и среди тех, кто стал полностью отказываться от некоторых продуктов, товаров, услуг и развлечений. С января их доля выросла незначительно: на 2 п.п., до 64%. Тех, кто прибегает к такому способу экономии более полугода, — 37%.

Популярным способом приспособиться к кризису остается также закупка продуктов впрок. В сентябре об этом заявили 43% респондентов (в январе — 39%). Искать более высокооплачиваемую работу стали 35% участников опроса. Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения кризис вынудил только 31% россиян.

Только 9% участников опроса ВЦИОМ заявили, что в условиях кризиса откладывают деньги в валюте (в январе — 13%). 5% заявили, что продают ценное имущество.

Ранее в октябре эксперты Sberbank CIB оценили, как ослабление рубля в июле—августе повлияло на потребительское поведение россиян среднего класса. Почти половина опрошенных (45%) стали меньше тратить на продукты, 39% сократили расходы на одежду и обувь. Более трети респондентов (36%) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.

Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
«Сделано в России»: всегда ли нужно разрешение на такую надпись на товаре
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Google ищет любопытных сотрудников: как они влияют на организации
Pro
Подмена желаний: как ставить цели, ведущие к настоящему счастью