Финансы, 15 окт 2021, 15:13

Эксперты зафиксировали первые случаи мошенничества под видом переписи

«Лаборатория Касперского» зафиксировала звонки от мошенников, которые якобы проводили сверку данных перед переписью населения — они могли тестировать новую схему. В Росстате отмечают, что сборщики не могут звонить гражданам
Читать в полной версии
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

«Лаборатория Касперского» зафиксировала первые случаи мошенничества под видом Всероссийской переписи населения. Об этом РБК рассказал аналитик сервиса Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев.

Всероссийская перепись населения стартовала в России 15 октября и продлится до 14 ноября. Она впервые пройдет в двух форматах: цифровом и гибридном.

«Мы действительно фиксировали единичные анонимизированные отзывы (жалобы) среди пользователей Kaspersky Who Calls на звонки от вероятных мошенников, которые якобы проводили сверку перед переписью населения», — сказал Воробьев. Злоумышленники под предлогом такой сверки пытались выманить у своих жертв личные данные, добавил Воробьев. Он предполагает, что мошенники таким образом тестировали новую схему.

«Сотрудники Росстата и переписчики не могут звонить по телефону и тем более запрашивать какую-либо информацию по электронной почте. Только вживую или на портале госуслуг», — напомнил РБК представитель Росстата. Он добавил, что «совместно с министерством цифрового развития и массовых коммуникаций проведена большая работа, которая должна обеспечить максимальную безопасность всех владельцев учетных записей на портале», в частности, речь идет о многофакторных системах защиты при входе на портал.

В целом массового интереса злоумышленников к теме переписи населения не наблюдается, говорит руководитель отдела развития методов фильтрации контента в «Лаборатории Касперского» Алексей Марченко: «Однако не исключаем, что мошенники могут воспользоваться относительно невысоким уровнем цифровой грамотности пользователей и тем фактом, что принять участие в переписи можно онлайн. Они могут использовать такой новостной повод, например, для реализации фишинговых атак — чтобы выманивать данные пользователей». Он пояснил, что в сентябре «Лаборатория Касперского» зафиксировала небольшое увеличение числа фишинговых сайтов, подделывающих портал госуслуг, которые могут быть использованы для этих целей.

Мошенники выманивают личные данные, чтобы потом с их помощью убеждать жертву в легитимности звонка «от службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и т.п. Конечная цель такого обмана — получение доступа к деньгам жертвы. По последним данным Банка России, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9 тыс. денежных переводов без согласия клиентов. Для хищения денег злоумышленники в основном использовали методы социальной инженерии (обмана) — телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов.

Что еще не могут делать сборщики данных

«Переписчики Росстата не имеют права интересоваться теми или иными данными иначе, как при заполнении переписного листа в присутствии человека. Кроме того, они не имеют права спрашивать подтверждающих документов или интересоваться суммами дохода и т.п.», — говорит представитель Росстата. Он отмечает, что у них можно «потребовать паспорт, сверить его с удостоверением переписчика и созвониться с территориальным органом статистики или позвонить на горячую линию переписи».

Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Подавленные чувства приводят к депрессии: как выйти из лабиринта эмоций
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Подмена желаний: как ставить цели, ведущие к настоящему счастью
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов