Финансы, 17 ноя 2023, 13:16

ЦБ предложил обязать коллекторов общаться с должниками до суда

Почему возникла эта проблема и как ее можно решить
Банк России выступил за обязательный досудебный порядок взаимодействия взыскателей с заемщиками. Почти четверть профессиональных коллекторов вообще не контактируют с клиентами, утверждают в ФССП
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России намерен сделать обязательной процедуру досудебного взаимодействия взыскателей с должниками, сообщил начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Алексей Чирков, выступая на конференции Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Он заметил, что в отдельных случаях кредиторы не вникают в жизненные ситуации клиентов и при возникновении просрочки автоматически получают исполнительную надпись нотариуса или обращаются в суд, чтобы получить исполнительный лист.

«С учетом проблематики, которую мы все понимаем, видится возможным сделать обязательным досудебный порядок по искам, которые подаются о взыскании проблемной задолженности по потребительским кредитам и займам. Речь идет о том, чтобы до того, как обратиться в суд или получить исполнительную надпись нотариуса, кредитору целесообразно провести досудебное взаимодействие с должником», — сказал Чирков. Он подчеркнул, что ЦБ не намерен «заставлять договориться» кредиторов и должников или детально регламентировать процедуру обязательного досудебного взаимодействия.

Как может быть организовано такое взаимодействие

У ЦБ есть как минимум два варианта, как это может быть реализовано на практике.

«Это может быть уведомление о задолженности. Если вы видите, что должник контактный, вы видите информацию о его доходах, то это могут быть какие-то варианты реструктуризации задолженности, то есть некое досудебное взаимодействие должника и кредитора», — привел примеры Чирков.

Сейчас закон «О взыскании» не содержит требований об обязательном досудебном взаимодействии кредиторов с должником. Клиентов только должны уведомить о передаче долга коллекторам по агентской схеме или цессии.

Российские коллекторы в кризис стали активнее собирать с россиян долги в судебном порядке — доля таких кейсов в портфелях коллекторов приблизилась к 60%, писал РБК. В четвертом квартале 2023 года доля судебного взыскания в долговых портфелях банков достигла 74%, а в сегменте МФО — 33%. следует из данных онлайн-платформы по продаже проблемных долгов Debex (есть у РБК).

Участники рынка связывали это в том числе с автоматизацией процессов, а также с возможностью взыскивать небольшие суммы в упрощенном порядке с помощью судебных приказов или исполнительных надписей нотариуса. Активность коллекторов именно в судебных тяжбах уже вызывала недовольство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая отвечает за фактическое исполнение и взыскание «просуженных» долгов, в том числе в пользу коллекторов. Примерно 25% профессиональных взыскателей не взаимодействуют с должниками, оценил на конференции НАПКА замруководителя ФССП Игорь Савенко.

Идея обязательного досудебного взаимодействия коллекторов с должниками — часть плана ЦБ по совершенствованию защиты прав и интересов заемщиков, указал Чирков. Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина предложила сделать обязательным для всех банков стандарт комплексного урегулирования задолженности — это процедура, когда несколько кредиторов одного заемщика согласовывают единые условия реструктуризации его долга. Стандарт от ЦБ появился в апреле этого года, но пока является для банков добровольным. Он еще не распространяется на микрофинансовые организации и коллекторов.

Чего ждут банкиры и коллекторы

Предложение ЦБ «будет носить для рынка оздоравливающий характер», считает руководитель департамента финансового урегулирования, вице-президент ВТБ Евгений Новиков. Он подчеркивает, что кредитные организации уже применяют такую практику и основное досудебное предложение должнику — это реструктуризация обязательств.

«После нее более 80% клиентов справляются с задолженностью и продолжают обслуживаться в банке», — утверждает Новиков.

В крупных коллекторских агентствах основная часть покупаемых портфелей проходит обязательную стадию досудебного взыскания, говорит руководитель дистанционного взыскания сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect (входит в группу IDF Eurasia) Роман Быков. По его словам, этот этап продолжается два-три месяца после приобретения просрочки.

«Самым эффективным способом досудебного взыскания по-прежнему является телефонный обзвон: в живом разговоре с клиентом больше возможностей информирования о способах погашения задолженности», — отмечает Быков.

«На поздней просрочке эффективность досудебных коммуникаций традиционно ниже, чем на стадии принудительного исполнения», — замечает заместитель генерального директора АБК Евгения Уткина. Она, однако, тоже считает, что профессиональные взыскатели должны в первую очередь стараться решить вопрос с должниками методами soft collection (дистанционного уведомления должников о просрочке различными путями).

«Коллекторам иногда сложно выйти на досудебку, и они сразу идут в суд только по одной причине — им не найти актуальные контакты должника. Банки передают старые договоры кредитные с неактуальными сведениями, и нет иного пути для получения актуальной информации, кроме как судиться и идти в ФССП, искать актуальный телефон должника через приставов», — сказал на конференции 17 ноября президент НАПКА Андрей Чумаков. Он отметил, что участники рынка прорабатывают вопрос изменения стандартных договоров цессий, по которым банки продают задолженность коллекторам.

Достоверность контактных данных должников — ключевая проблема, влияющая на перспективы и качество досудебного взыскания, соглашается генеральный директор компании ЭОС Антон Дмитраков: «Если бы ЦБ обязал банки обновлять контактные данные в долговых портфелях перед продажей, мы были бы готовы до 80% долгов урегулировать на досудебной стадии».

Наиболее оптимальным сроком и инструментом досудебного взаимодействия с должниками, если оно станет обязательным, Дмитраков называет телефонные звонки на срок до полугода.

Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Как нейросети загнали Google в «мусорную» ловушку
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе