Финансы, 18 ноя 2020, 19:25

Суд не признал решение арбитража Лондона по конфликту в «Деловых линиях»

Петербургский арбитраж не признал решение суда Лондона, обязавшего совладельца «Деловых линий» Александра Богатикова выплатить топ-менеджеру «Траста» Михаилу Хабарову и его компании $58 млн
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в признании решения Лондонского международного третейского суда (LCIA), который обязал совладельца транспортно-логистической компании «Деловые линии» Александра Богатикова выплатить $58 млн бывшему совладельцу этой компании и CEO банка «Траст» Михаилу Хабарову. Об этом говорится в материалах картотеки арбитражных дел.

«В иске отказать полностью», — сказано в карточке дела.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу, экономические решения иностранных судов в России признаются и приводятся в исполнение российскими судами. LCIA вынес свое решение в январе, в марте Caledor Consulting Limited (принадлежит на 75% Хабарову, на 25% — компании А1, которую он возглавлял до 2014 года) обратилась в суд Петербурга за признанием решения лондонского суда. Параллельно проходит разбирательство на Кипре, где суд запретил Богатикову распоряжаться активами.

В «Деловые линии» Хабаров пришел в 2015 году на позицию председателя совета директоров. Тогда же бывший глава А1 (входит в «Альфа-Групп») и Caledor заключили с Богатиковым и его кипрскими структурами — DL Management Ltd и Doglemor Trade Ltd — соглашение об опционе, предполагавшем выкуп 30% «Деловых линий» за $60 млн. Другая компания Хабарова Solarstones заключила договор на оказание консультаций по управлению «Деловыми линиями».

Конфликт в «Деловых линиях»

В 2017 году в «Деловых линиях» начался корпоративный конфликт, детали которого стороны не раскрывали. Forbes, ссылаясь на показания Хабарова и Богатикова в LCIA, связывает конфликт с налоговыми проблемами компании. В 2016 году управление СКР по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по факту неуплаты налогов в «Деловых линиях», а 4 апреля 2017 года после возвращения в Россию Богатиков был задержан. По словам Богатикова, группа исторически уклонялась от уплаты налогов, а одной из задач Хабарова было «обеление» «Деловых линий». Из-за возбужденного уголовного дела Богатиков посчитал, что Хабаров «не выполнил своих обещаний остановить расследование нарушений налогового законодательства или добиться прекращения уголовного дела». По данным Forbes, Хабаров в суде отрицал, что у него были связи, благодаря которым он смог бы это сделать.

Богатиков через юриста Александра Кобзева обратился за помощью к депутату Госдумы Зуару Аскендерову, пишет Forbes, уголовное дело было прекращено. В 2017 году Хабарову был блокирован доступ к управлению «Деловыми линиями», а в 2018 году у «Деловых линий» появились новые акционеры: контроль перешел к компании «0578 Холдинг», в которой доля Богатикова составляет 43%, Магомедрасула Гаджиева — 25%, Григория Гурария — 12,5%, экс-гендиректора «Нафта Москва» Татьяны Башмаковой — 12,5% и Александра Кобзева — 7%. Появление новых акционеров сделало невозможным исполнение опциона на 30%, говорил представитель Caledor. Итогом конфликта стало разбирательство в LCIA.

«Стороны осознанно доверили спор самому авторитетному коммерческому арбитражу в Европе — Лондонскому международному третейскому суду, решения которого являются окончательными и обязательными для всех сторон. Нью-Йоркская конвенция, стороной которой является Россия и еще более 100 стран, прямо запрещает пересматривать решения арбитражей и обязывает их признавать и исполнять», — заявил РБК член правления A1 Кирилл Бабаев. Отказ признавать решение LCIA он называет незаконным и нарушающим международное право. Шансов «удержаться в последующих инстанциях это судебное решение имеет ровно ноль», добавил Бабаев.

Дело Хабарова

В октябре 2020 года Хабаров был задержан по подозрению в мошенничестве, дело против него было возбуждено Следственным комитетом по заявлению Богатикова. Согласно его показаниям, о которых также писал Forbes, Хабаров в августе 2014 года говорил, что налоговые проверки в «Деловых линиях» проводятся по его инициативе, и предложил их прекратить за 30% от прибыли. По версии следствия, Богатиков в 2014–2017 годах перечислил Хабарову 842 млн руб., хотя возможности остановить проверки у Хабарова не было. Суд отправил топ-менеджера «Траста» в СИЗО.

Банк непрофильных активов «Траст» принадлежит Центральному банку. Арест Хабарова комментировала в том числе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, назвавшая его «неожиданным». Набиуллина, по данным Forbes, вступилась за Хабарова на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) перед президентом Владимиром Путиным. 10 ноября топ-менеджера по ходатайству следствия перевели под домашний арест.

Pro
Быть лидером опасно. Как не пострадать — пособие от гарвардских ученых
Pro
Шопинг-стримы в Китае удивляют оборотами. Какие шансы у них в России
Pro
Не забудьте сказать себе «спасибо»: два сценария, как подвести итоги года
Pro
Каким будет 2025 год: прогнозы Маска, Далио и других гуру
Pro
Эти 3 типа поведения лишают шанса на успех. Проверьте, не о вас ли это
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как сдавать и снимать жилье на длительный срок в 2025 году
Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма