Пандемия коронавируса, 20 апр 2020, 18:05

Больше четверти россиян закупили товары впрок на фоне эпидемии

Запасы продуктов и повседневных товаров делали 27% россиян, выяснил ЦБ. В отличие от 2014 года, скупки товаров длительного пользования почти не было. Менее 2% признались, что запасались на заемные деньги
Читать в полной версии
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

За последний месяц 27% россиян совершали внеплановые покупки продуктов и повседневных товаров, чтобы сделать запасы, говорится в исследовании Банка России. Лишь 9% участников телефонного опроса признались, что спонтанно покупали товары длительного пользования, в частности смартфоны, электронику или бытовую технику.

«Траты в большинстве своем были обусловлены насущными потребностями или попыткой предотвратить серьезные траты в будущем, а не «инвестиционными» вложениями в товары длительного пользования, как это было во время кризиса 2014–2015 годов», — отмечает ЦБ. Регулятор связывает повышенный спрос россиян на повседневные товары с «предстоящей неопределенностью».

Для оценки инфляционных ожиданий и потребительских настроений 2–10 апреля Банк России провел телефонный опрос. В нем участвовали 1560 граждан старше 18 лет в 82 регионах. Погрешность исследования составляет 3%.

72% опрошенных россиян отмечали рост цен за последний месяц, особенно на крупы, гречку и сахар. В марте — после того как начался рост зараженных коронавирусом и были введены первые ограничительные меры в Москве — торговые сети и службы доставки фиксировали повышенный спрос на продукты длительного хранения, писал РБК. По оценкам Nielsen, неделя с 9 по 15 марта стала для ретейлеров второй по объемам продаж с начала 2020 года — больше россияне покупали только в период новогодних праздников в январе. Самыми популярными товарами у потребителей были гречка, рис, мука, пельмени, сахар, макароны, мясные консервы, туалетная бумага, мыло и влажные салфетки.

ЦБ рекомендовал россиянам сократить использование наличных, поскольку они несут риски заражения коронавирусом, но несмотря на это, в марте объем купюр в обращении вырос на 700 млрд руб., следует из статистики регулятора. К середине апреля, то есть за полтора месяца, прирост наличных превысил 1 трлн руб., обратил внимание Bloomberg.

На какие деньги россияне делали закупки

Граждане запасались продуктами и другими товарами в основном на имеющиеся в распоряжении деньги. 6% из тех, кто делал запасы, потратил на это собственные сбережения. Еще 1–2% опрошенных признались, что взяли кредит.

Каждый четвертый респондент (26%) сообщил, что в прошедшем месяце частично или полностью потратил свои накопления. 23% россиян вообще не имели сбережений. Оставшаяся половина опрошенных утверждают, что пока не пользовались «подушкой безопасности».

Как выглядят магазины Европы на фоне пандемии коронавируса. Фоторепортаж
Фотогалерея

Как отмечает ЦБ, полученные на этот вопрос ответы «не могут быть сопоставлены с данными о наличии сбережений в семье, полученными в ходе других телефонных или поквартирных опросов», поскольку исследователи использовали иную методологию.

Потребители пока не наращивают долги

Каждый шестой опрошенный (16%) сообщил, что за последний месяц он или его семья обращались за кредитом или брали в долг. Но большинство респондентов из этой группы (13%) занимали деньги не ради покупки товаров.

«Об ажиотажных покупках товаров, как повседневных, так и длительного пользования, в кредит говорить не приходится», — делают вывод аналитики ЦБ. По их мнению, россияне использовали кредиты для покрытия кассовых разрывов в семейном бюджете, а предприниматели брали в долг ради спасения бизнеса.

За последний месяц чаще всего за кредитами обращались малообеспеченные граждане (24%), предприниматели и самозанятые (23%).

Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США сдержать цены на нефть
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем