Финансы, 20 мая 2015, 19:09

Выплаты вкладчикам банка «Транспортный» опустошат фонд АСВ

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выплатит рекордную за всю свою историю сумму. Вкладчики банка «Транспортный», у которого ЦБ в среду отозвал лицензию, получат 39 млрд руб. Это может опустошить страховой фонд
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​​В среду, 20 мая, ЦБ отозвал лицензию у банка «Транспортный», входящего в сотню российских банков. В качестве причин регулятор указал нарушение банком федеральных законов, нормативных актов ЦБ, а также снижение нормативов достаточности капитала ниже 2%.

Последние полгода банк активно привлекал вклады граждан: с начала года объем депозитов физлиц вырос почти в два раза — до 41 млрд руб. на 1 апреля. Под страховые выплаты подпадет примерно 39 млрд руб. Это абсолютный рекорд за все время работы АСВ. Предыдущий «рекорд» был установлен Инвестбанком, вкладчикам которого АСВ выплатило 30,6 млрд руб. Инвестбанк потерял лицензию в декабре 2013 года, но тогда в фонде страхования вкладов было больше средств.

Сейчас же (по состоянию на 30 марта 2015 года) в фонде осталось 69 млрд руб. С того момента ЦБ отозвал лицензии у 11 банков (включая ПроБанк и «Бумеранг», которые лишились лицензий вместе с «Транспортным»), выплаты вкладчикам всех этих организаций составят примерно 30 млрд руб. Вместе с 39 млрд руб., причитающихся клиентам «Транспортного», эти расходы исчерпают фонд.

«В фонде страхования вкладов достаточно средств для осуществления выплат вкладчикам КБ «Транспортный», — сказал РБК официальный представитель АСВ. По его словам, в ближайшее время в фонд поступят квартальные взносы банков — участников системы страхования вкладов в размере 18,8 млрд руб. Кроме того, АСВ имеет право обратиться за кредитом в ЦБ для финансирования выплат возмещений по вкладам, однако на сегодняшний день в фонде достаточно средств для осуществления выплат вкладчикам по наступившим страховым случаям, уточнил представитель.

«Фонда давно бы уже не было, если бы ЦБ отзывал лицензии в том же темпе, как и в 2013 году», — считает гендиректор Интерфакс-ЦЭА Алексей Буздалин. По его мнению, регулятор за последний год стал действовать аккуратнее, что позволило сократить темпы выплат из страхового фонда.

Если возникнет необходимость, АСВ может воспользоваться своим правом и привлечь кредиты ЦБ, отмечает он. «Проблем с выделением денег АСВ возникнуть не должно, иначе доверие к банковской системе упадет еще больше, что приведет к коллапсу сектора», — считает Буздалин.

В пресс-службе Банка России РБК сообщили, что регулятор готов предоставить АСВ необходимые средства, но уточнили, что агентство пока с просьбой о кредите не обращалось.

Банк «Транспортный» начал испытывать проблемы этой весной. В середине апреля банк сообщил на своем сайте о том, что прекращает прием вкладов населения, соответствующее предписание он получил от ЦБ. Позже банк был отключен от системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и проводил платежи в бумажном виде. В конце апреля рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг «Транспортного» с  В+ до В, указав на отрицательную рентабельность бизнеса и низкий уровень достаточности капитала. Это было третье с декабря снижение рейтинга. В начале мая банк сообщил на своем сайте о поиске инвестора. «Поиск нового инвестора означает намерение банка повысить свою капитализацию», — говорилось на сайте банка.

В 2011 году «Транспортный» сменил акционеров. Основным собственником перед отзывом лицензии числился Александр Мазанов (ему принадлежало 61,1% акций).

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей