Санация «по списку», 21 сен 2017, 02:02

Владелец Бинбанка назвал банк «заложником слухов в Twitter и WhatsApp»

Микаил Шишханов в интервью РБК рассказал о причинах обращения к Центробанку за поддержкой
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Нервная ситуация на финансовом рынке на фоне санации ФК «Открытие» сделала Бинбанк заложником слухов, рассказал в интервью РБК Микаил Шишханов, главный акционер и председатель совета директоров Бинбанка. Ранее Шишханов обратился к Центробанку с просьбой о санации Бинбанка посредством нового механизма Фонда консолидации.

«Банки не рушатся от экономики — экономику всегда можно тянуть и объяснять, в большей степени банки зависят от ликвидности. И конечно, те недобросовестные вбросы, которые были в июле месяце и по поводу «Открытия», и по поводу писем от «Альфа-Капитала», дали серьезную нервозность. Я бы не сказал бы, что «Югра» какую-то особую нервозность дала. Безусловно, ситуация вокруг «Открытия» дала нервозность на рынке. Я практически весь август летал по регионам, объяснял клиентам, — вы не переживайте. Если эта новая технология (санации) будет применяться, то никаких проблем не существует. И буквально неделю назад, исходя из того, как в ликвидности ведут себя клиенты, стало понятно, что эта нервозность продолжается, к большому сожалению. В сегодняшних технологиях, в онлайне, в Twitter, в WhatsАpp и так далее шли всякие слухи. К большому сожалению, ты становишься заложником, ты постоянно доказываешь, что не верблюд, что у тебя все в порядке. Собственно, мы стали понимать, что можем подвести наших клиентов, наших вкладчиков, и в том числе наших и кредиторов, и в том числе наших заемщиков, потому что у нас активные кредитные линии, компании кредитуются, и надо продолжать их кредитовать, чтобы не допустить по ним дефолта. Я понял, что ситуация может стать критичной, и, собственно, принял решение обратиться в Центральный банк за помощью в оздоровлении нашей банковской группы через Фонд консолидации, потому что я увидел, как это происходит в «Открытии», — все цивилизованно, банк дальше продолжает работать. Да, наверное, у первопроходцев иногда в опыте случаются какие-то казусы, но в итоге Центральный банк ведет себя очень логично и очень профессионально. Поэтому я абсолютно спокоен и искренне понимаю, что это, наверное, самое правильное решение было на тот момент. Конечно, как и любой банкир, как любой собственник, хотелось бы до последнего тянуть, но так бы я подвел всех тех людей, которые верили Бинбанку. А я уверен, что они и дальше будут работать с Бинбанком. Моя задача сейчас: правильно организовать так называемый процесс перехода», — объяснил Шишханов.

По его словам, понимание необходимости обращения за поддержкой в ЦБ сформировалось в начале 2017 года. 

«С точки зрения экономики банка я понял, что помощь нужна, в начале этого года. Собственно, поэтому я и попросил миноритарного акционера Михаила Гуцериева активно заняться делами в банке. До этого он никак не был вовлечен в процесс ни управления, ни принятия рисков, ни развития. И я понимал, что, может быть, его промышленное мышление поможет. Но тогда была совсем другая модель возможного оздоровления. Все-таки были банки, которые мы взяли на санацию, а я напомню, это шесть банков системы Рост Банка, до этого мы взяли на санацию Москомприватбанк, и была скрытая санация МДМ Банка. В конечном счете в 2015–20​16 годах рынок и экономика не выправились, и мы увидели, что с заемщиками — беда, активы, к большому сожалению, не оздоравливаются. Стали понимать, что экономика банка хромает. И мы начали процесс возможной смены инвестора, в том числе на Рост Банке. Когда новый закон по Фонду консолидации был принят, стало ясно, что появилась новая возможность по оздоровлению», — заключил он, добавив, что верит в сохранение крупного банковского бизнеса в России.

«Я точно уверен, что крупный частный бизнес и в банковской сфере, он будет. Без частного капитала, я уверен, нет здоровой конкуренции. Поэтому я абсолютный приверженец рынка. Да, наверное, та бизнес-модель, которую я избрал для развития моей банковской структуры, оказалась несколько агрессивной, и эта модель работала на растущем рынке, или хотя бы на стабильном, но не на падающем. А случилось то, что случилось — рынок стал падающим — реализовался бизнес-риск. Я, как предприниматель, в этот бизнес-риск попал. Но я убежден, что нет каких-то политических целей национализировать банковскую систему», — сказал Шишханов в интервью РБК.

В минувшую среду, 20 сентября, Шишханов попросил ЦБ провести санацию Бинбанка с помощью Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Источники РБК рассказывали, что акционеры банка до последнего времени предпринимали попытки договориться с регулятором и исправить ситуацию с продажей активов. В тот же день Центробанк объявил о ​решении выделить Бинбанку средства для поддержания ликвидности «на основании обращения кредитной организации». 

Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации