Держатели кредиток стали чаще покупать еду в долг
Доля оплаченных картами рассрочки покупок в продуктовых магазинах по итогам первого полугодия 2019-го составила 14% от общего числа товаров, приобретенных в рассрочку. Такие данные приводятся в подготовленном по просьбе РБК исследовании банка «Русский стандарт», который входит в топ-5 кредитных организаций по объему выданных кредитных карт (расчеты сделаны на основе динамики по его картам). Крупные банки, опережающие «Русский стандарт» по объему выдачи, сейчас не выпускают карт с рассрочкой.
Подробности читайте в материале «РБК Prо»
Таким образом, категория «фуд-ретейл» поднялась с пятой позиции самых востребованных товаров, купленных в рассрочку, на вторую (в прошлом году ее доля составляла 9,3%). Чаще, чем продукты питания, россияне оплачивают картами рассрочки только бытовую технику и электронику (28,3% рассрочек по картам банка «Русский стандарт» за первые шесть месяцев 2019-го). В основном продукты таким образом приобретаются в крупных торговых сетях, говорится в исследовании.
Продукты питания покупают в рассрочку по двум причинам, считает старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов, — либо из-за нехватки денег на еду, либо из-за финансовой выгоды, потому что некоторые карты предполагают беспроцентный период, повышенный кешбэк или скидки. На рост доли продуктов при покупках в рассрочку влияет снижение реальных располагаемых доходов населения (падают с 2014 года), подтверждает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Еще одна причина — рост предложения карт рассрочки, добавляет он.
Гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов не видит проблемы в такой динамике: «Опция перевода кредитных средств в рассрочку является относительно новой для карт банка «Русский стандарт», поэтому их держатели просто тестируют функционал в тех категориях, где чаще всего совершают покупки, а это именно продуктовые магазины».