Сбербанк отказался от автокредитования и некоторых ипотечных продуктов
Отделения Сбербанка прекратили прием заявок на автокредитование с 22 декабря. Также прекращен прием заявок на кредиты по программам «Строительство жилого дома», «Загородная недвижимость», «Гараж». Об этом говорится в пресс-релизе организации.
В сообщении говорится также, что банк повысил ставки на 2,00 процентного пункта по вновь принимаемым заявкам на базовые продукты ипотечного кредитования на приобретение готового и строящегося жилья, которые теперь составляют от 14,5% до 16,0% годовых в рублях. Минимальные взносы по всем продуктам ипотечного кредитования Сбербанка увеличены с 10-15% до 20%, а на продукт «Ипотека по двум документам» – с 40% до 50%.
Сократился также срок действия решения, принятого в отношении клиента. Если раньше оно было действительным в течение 120 дней, то теперь – только 60 дней.
Сбербанк давно перевел основное автокредитование на свой дочерний банк «Сетелем банк», который присутствует в автосалонах. Портфель автокредитов Сбербанка планомерно снижался, выдача оставалась только в отделениях банка. Наверное, сейчас хороший повод отказаться от этого вида кредитования полностью. В текущих условиях, когда ЦБ повысил ключевую ставку и банки вынуждены повышать доходность депозитов, низкомаржинальные продукты, такие как ипотека и автокредиты, становятся самыми невыгодными для банков, говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.
Решение об изменении ключевой ставки и ее увеличении до 17% Центробанк принял в ночь на 16 декабря, объяснив такое решение «необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски». На следующий день рубль установил исторические минимумы по отношению к евро и доллару: на пике за евро давали 100 руб., а доллар стоил 80,1 руб.
Эксперты отмечали, что после повышения ключевой ставки рынок ипотеки – ранее самый быстрорастущий сегмент в розничном кредитовании – увеличиваться перестанет, а некоторые его сегменты просто закроются. Во время традиционной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин пообещал поддержать ипотеку. По словам главы государства, при ключевой ставке в 17% развивать этот рынок будет крайне сложно и речь должна идти о финансовой поддержке как отдельных видов ипотечных кредитов, так и ипотеки в целом.
В 2014 году активность покупателей на автомобильном рынке снизилась. Всего за январь–ноябрь 2014 года в России было продано 2,22 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11,6% меньше, чем за тот же период 2013 года. В октябре года продажи в годовом исчислении сократились на 9,9%, в сентябре – на 20,1%, а в августе – на 25,8%. Однако в ноябре 2014 года россияне купили около 230 тысяч машин – лишь на 2,6 тыс. меньше, чем в ноябре 2013 года. «В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году. Прогноз на декабрь также довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
По данным на ноябрь, в массовом сегменте доля автомобилей, купленных в кредит, значительно снизилась на фоне роста банковских ставок и тарифов страховых компаний. Если в 2013 году доля кредитных машин приближалась к 45%, то к осени 2014 года этот показатель снизился до 20%.
Как рассказывали РБК участники рынка, снижение доли автокредитов связано с повышением кредитных ставок и тарифов КАСКО – обязательного для всех кредитных автомобилей вида страхования. С начала года ставки по кредитам в среднем увеличились на 0,5 п.п., рассказал директор департамента автокредитования банка «Сетелем» Владимир Мартюков, в ближайшее время они могут вырасти еще на 1–1,5 п.п. Страховщики за последние полтора года подняли тарифы примерно на треть, и из-за роста убыточности на 20–25% стоит ожидать повышения еще на 15–20%, объяснил гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев.