Финансы, 23 янв 2015, 03:03

«Погодный эффект»: как облачность влияет на поведение инвесторов

Солнечная погода вдохновляет инвесторов на покупку акций, а облачность, наоборот, снижает желание участвовать в биржевой торговле, доказали ученые из Йельского университета. Как снизить влияние погоды на результат торгов
Читать в полной версии
Фото: AP

Между климатом и динамикой фондовых индексов существует устойчивая связь. Экономист Эдвард Сондерс из Университета Чикаго еще в 1993 году установил, что в дни, когда небо над Нью-Йорком заволакивает тучами, темпы роста акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) замедляются. Спустя десять лет его коллега Марк Камстра на примере фондовых бирж Западного и Восточного полушария показал, что чем дольше длится световой день, тем выше рост фондовых индексов. Команда исследователей из Йельского университета, Университета Мичигана, Университета Майами и Западного резервного университета Кейза решила выяснить, как именно погода влияет на финансовые решения инвесторов. Результаты исследования «Влияние погоды на настроение инвесторов» опубликованы в январе в The Review of Financial Studies - издании выпускаемом Оксфордским университетом и публикующим новые важные работы в области финансов и экономики. В качестве объекта для анализа были взяты институциональные инвесторы: банки, паевые инвестиционные фонды, финансовые и страховые компании и пенсионные фонды. Такой выбор объяснялся двумя причинами. Во-первых, именно институциональные инвесторы делают наиболее крупные вложения в обращающиеся на биржах ценные бумаги. А во-вторых, принято считать, что в отличие от частных инвесторов при принятии решений они опираются на серьезный анализ финансовой информации. Чтобы понять, как работает «погодный эффект», ученые Уильям Готзман, Дасол Ким, Алок Кумар и Кин Ванг воспользовались данными Thomson Reuters об объемах торговых операций и использовали результаты опроса институциональных инвесторов, проведенного Йельским университетом. В нем инвесторам предлагалось оценить, насколько цены на биржах отличаются от фундаментальных значений. Эта информация была сопоставлена с базой Национального управления океанических и атмосферных исследований, которое ежечасно отслеживает погоду на всей территории США. В результате экономистам удалось проделать гигантскую работу — проанализировать 80% всех биржевых сделок, заключенных в США с января 1999 года по декабрь 2010 года.

Что удалось установить? Пасмурная погода действительно негативно влияет на настроение инвесторов и уменьшает их желание покупать ценные бумаги. В облачные дни они склонны воспринимать цены на отдельные акции и значение индекса Dow Jones Industrial Average в целом как завышенные. Институциональные инвесторы, чьи штаб-квартиры находятся в более солнечных регионах, демонстрируют большую склонность к покупке акций. Так, увеличение облачного покрова повышает вероятность восприятия цен как завышенных со стороны инвесторов примерно на 3%. Различие в торговой активности компаний из 10% самых солнечных и самых дождливых регионов США составляет около 10%. То есть расположенная во Флориде инвестиционная компания совершает в среднем на 10% больше сделок на бирже, чем компания со схожими объемами средств под управлением из Сиэтла.

Ученые объясняют эту закономерность воздействием погоды на настроение трейдеров, которое, в свою очередь, оказывает влияние на принятие решений. Несколько исследований доказывают, что солнечный свет служит естественным антидепрессантом. Световая терапия, имитирующая солнечный свет, способна лечить сезонные депрессии. Профессоры Университета Хайденберга Норберт Шварц и Джеральд Клор доказали, что в солнечные дни удовлетворенность жизнью повышается по сравнению с пасмурными днями. При этом хорошее настроение оказывает влияние на способность давать прогнозы и оценивать информацию: чем лучше настроение, тем позитивней оказывается прогноз человека. Российские игроки фондового рынка по-разному относятся к выводам ученых. Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Кочемазов считает такие параллели «эзотерическим явлением» и никакой связи между погодой и торговой активностью, а также доходностью от инвестиций не наблюдает. Управляющий активами ОПИФ «Уралсиб Фонд Консервативный» Алексей Короленко говорит, что сам не обращал внимания на зависимость между продажами акций и погодой. «Но такая теория в какой-то степени оправдана, так как настроение инвесторов в солнечные дни действительно улучшается», — отмечает Короленко. Аналитик компании «Финам» Антон Сороко согласен с существованием «погодного эффекта». «Что бы ни говорили о финансовых рынках, они все равно состоят из людей, которые совершают сделки. И инвестор, каким бы экономически рациональным субъектом он ни являлся, — человек, подверженный изменениям настроения из-за погоды», — считает Сороко. Сезонные эффекты Существуют и другие, установленные опытным путем зависимости результатов торгов на бирже от природных изменений, например от времени года. В США известен «эффект января» (January effect), когда в первый месяц года стоимость акций растет быстрее, чем в любой другой период. Январское ралли традиционно происходит после декабрьского спада, когда ценные бумаги снижаются в цене. Ученые объясняют эту аномалию поведением инвесторов, которые в конце года фиксируют убыток для снижения налогооблагаемой базы и активно вкладывают высвободившиеся средства в начале следующего года. «Эффект января» также был замечен в Китае, Аргентине и Турции. А вот в Бангладеше самый прибыльный период на фондовом рынке начинается в июне. Летом на фондовых биржах развитых стран, наоборот, обычно наступает затишье. Согласно базе данных Stock Trader's Almanac, с 1950 года средняя доходность индекса Dow Jones Industrial Average в период с мая по октябрь составляла всего 0,3%. Зато в период с ноября по апрель средний прирост достигал 7,5%. На это опираются некоторые частные инвесторы, предлагающие выходить с рынка в мае и покупать ценные бумаги в сентябре (вспомните известную фразу - Sell in May and Go Away). Чтобы минимизировать влияние погодных явлений, профессиональные управляющие советуют в первую очередь правильно оценивать свое состояние — оптимально ли оно для принятия решений. «Необходимо сверяться с прогнозами аналитиков и пытаться понять, действительно ли актив стоит купить или продать или инвестор находится под воздействием солнечной активности», — считает Сороко.

Pro
«Критическая точка». Почему Европе угрожает долговой кризис
Pro
Цифровая «ачивка» лучше кэшбека на карте: как повышать лояльность зумеров
Pro
От ашрама до Уолл-стрит: бывший монах — о стратегиях для счастливой жизни
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
Партнер не платит налоги: когда это станет проблемой вашего бизнеса
Pro
В России дефицит IT-управленцев. При чем здесь зарплаты разработчиков
Pro
Быстрее Nvidia: как любимый бренд одежды Хемингуэя восстал из пепла
Pro
Российский рынок продолжает падать. Что будет с IPO-акциями